Был ли у вас опыт дистанционного преподавания раньше?
Дистант – это новый опыт для меня.
Как получилось адаптироваться в нынешней ситуации?
Я из того поколения, у которого в школе уже был компьютер. Поэтому в техническом смысле с переходом на дистант проблем у меня не было. Скорость интернета тоже стабильная. Живу я один, поэтому мешать мне может только стройка под окном или громкие соседи, что, конечно, не критично.
Получаете какой-то фидбэк от студентов? Насколько важно поддерживать с ними живой контакт? После запуска канала я стал получать тёплые отзывы от студентов – в комментариях под видео и электронных письмах. В самом начале многим понравился формат – заниматься математикой с чашкой чая, не выходя из дома, и иметь возможность поставить на паузу и пересмотреть ещё раз. Сейчас, возможно, студенты устали от дистанта и впечатления уже не те… Ещё понравился солнечный свет в кадре – мой рабочий стол стоит около окна и в ясную погоду хорошо освещается солнцем. Также в комментариях пишут про встречающиеся технические ошибки и описки, чему я очень рад, ведь это значит, что зритель внимательно смотрит лекцию.
По количеству просмотров становится понятно, что лекции оказалась востребованы не только среди моих, но и студентов других потоков. Слышал, что кто-то рекомендует канал своим знакомым в других вузах. Положительные отзывы меня очень мотивируют. Надеюсь, популярность будет расти.
Каким вы видите учебный процесс в перспективе?
Я думаю, он будет проходить в смешанном формате, когда очные занятия с живым объяснением дополняются онлайн-технологиями. Очевидно, что образование в удалённом формате – где вам удобно, и когда вам удобно – является мощным инструментом образования. При этом понятно, что самого по себе его часто недостаточно – нужна внешняя дисциплина и социализация в образовательной среде. Опыт дистанта, как мне кажется, хорошо сейчас это показывает.
Есть видение, как будет проходить сессия?
Будет интересно! Я не переживаю за формат: во время повторной промежуточной аттестации я познакомился с технологией прокторинга и принял несколько экзаменов по скайпу. В целом я остался доволен.
Как планируете следить за списыванием?
Это дискуссионный вопрос. Мой опыт показывает, что списывание на экзамене мало влияет на качество ответа. Несколько раз я проводил экзамен в формате двух дней. В первый день студенты тянут билеты, делают опорные записи для ответа и сдают их мне. А во второй день отвечают устно по своим записям. Это на первый взгляд звучит дико, ведь у студента есть сутки на то, чтобы идеально разобраться и выучить ответ. Но практика показывает, что глубина понимания материала за сутки не меняется – кто не разбирался в материале, тот в нём и не разобрался, хоть может и выучил, а кто понимал, тот при ответе был более спокоен и уверен в себе.
Также против списывания помогают формулировки вопросов в билетах. Легче всего списывать ответ, когда требуется "пересказать" параграф из учебника. Если же ставить вопросы менее классически, когда нужно подумать здесь и сейчас (заранее студентам выдаётся подробный список тем, но не сами вопросы), связать несколько понятий и сделать обоснованное заключение, то неосознанное списывание затрудняется и превращается в привилегию умных.
Как переносите изоляцию?
Трудно. Не хватает движения и рабочей обстановки. График сна и бодрствования плавает. Долго собираюсь с мыслями. При этом в силу особенностей моего характера (я довольно скрупулёзный и тщательный) и желания рассказать больше, чем это было бы на очных лекциях, работа над видео занимает огромную часть моего времени, иногда работаю без выходных. Научную деятельность, к сожалению, поставил пока на паузу. Знаю, что коллеги тоже записывают лекции на видео, и у них это получается куда быстрее и проще. Разница тут в качестве подготовки видео к выпуску. В какой-то момент я стал относиться к каждому видео как к цельному продукту: он должен быть сам по себе неплох и при этом иметь привлекательный внешний вид, быть симпатично подан и с ним вообще должно быть приятно иметь дело.