На ITMO.Distant есть статьи на эту тему (например,
http://distant.itmo.ru/online_exam,
http://distant.itmo.ru/ppa_zoom,
http://distant.itmo.ru/onlinetests). В них есть общие рекомендации по проведению дистанционных экзаменов/зачетов. Более детальные рекомендации вы можете получить, обратившись в отдел образовательных технологий (distant@itmo.ru). Чтобы понять, как проводить экзамен по дисциплине, необходимо прежде всего сформулировать запрос на проведение экзамена, т.е. в каком формате вы хотите его проводить (устно, письменно, тестирование, защита проекта, смешанный формат), а также исходя из целей контроля, т.е. того, что вы хотите проверить, что вам важно, чтобы студенты демонстрировали. На формат проведения промежуточной аттестации по дисциплине влияет и количество студентов в группе: если студентов немного, можно больше уделить времени каждому, если много – есть смысл проводить экзамен в несколько этапов (например, для часть студентов аттестовать по итогам тестирования, тем, кто претендует на более высокую оценку предложить другое испытание). Также нужно исходить из имеющихся ресурсов (в широком смысле), сюда относится в том числе возможность заручиться помощью ассистента для проведения экзамена.
Когда подобный анализ проведен, наступает этап подготовки к экзамену. На этом этапе как раз и появляются инструкции: что должен делать преподаватель, что должны делать студенты. На этом же этапе появляются задания в соответствии с запросом, критерии оценивания, решается вопрос о том, как обеспечить добросовестное выполнение их студентами (например, будете ли вы использовать систему прокторинга, чтобы исключить возможность плагиата, или же, наоборот, на вашем экзамене студент будет иметь возможность пользоваться любыми источниками, т.к. задания носят качественный характер и не имеют готового/правильного решения и т.д.) и т.д. Т.е. на этом этапе вы готовите для студентов все необходимые инструкции по порядку проведения экзамена по вашей дисциплине, которые далее нужно до них донести (консультация, рассылка, публикация информации на сайте Студенческого офиса и т.д.).
Коротко об основных формах дистанционного экзамена:
Устный экзамен можно провести с помощью сервисов для вебинаров и видеоконференцсвязи, таких как Zoom, Skype, Cifru-meet и других. В этом случае целесообразно разделить студентов на мини-группы, назначить каждой группе отдельное время для прохождения контрольного мероприятия, дать время на подготовку. Такой формат удобно реализовывать с ассистентом, который будет следить за добросовестностью подготовки к ответу. Опрос конкретного студента удобнее проводить в отдельной "комнате", сеансе.
Для проведения тестирований используется как собственная платформа Университета ИТМО - система дистанционного обучения AcademicNT, так и любая другая, которая удобна преподавателям и студентам (Google-Forms, Kahoot, Mentimeter, возможности LMS Moodle и другие).
В AcademicNT студенты могут проходить тестирование удаленно по ключу доступа, выданному преподавателем. Через ключ можно задавать дату и время прохождения тестирования, таким образом, обеспечив одновременное прохождение теста студентами.
Письменный экзамен / зачет, состоящий из одного-двух открытых вопросов, также можно реализовать в системе AcademicNT, воспользовавшись функционалом "Электронный практикум". В нем можно загрузить билеты в систему в виде электронного практикума, и студенту случайным образом будет выдан один билет. В этом же практикуме студент может прикрепить свой ответ в электронном виде.
Если промежуточная аттестация по дисциплине должна проводиться в форме защиты проекта и презентации, ее тоже можно провести дистанционно. Студенты записывают видео своего выступления и присылают его или выкладывают на одном из облачных сервисов (Google Drive, Yandex Диск и пр). Если необходимо, чтобы студенты показывали презентацию во время выступления и могли записывать звук, то можно записать экран.