Как поддерживать
мотивацию обучающихся
при дистанционном обучении

Сейчас мы, в большинстве случаев вынужденно, работаем в дистанционном формате. Для многих из нас такая форма работы может быть совсем новой.

Обучающиеся тоже испытывают трудности дистанционного обучения: невысокая внутренняя мотивация, слабая самоорганизация; отсутствие живого контакта с одногруппниками, непривычная форма подачи материала и т.п..

Чаще всего 80% людей используют компьютер для общения в социальных сетях, для просмотра фильмов, для игр и т.п. Данные сайты имеют яркий и привлекательный вид, различный шрифт и картинки. Неосознанно студент рассчитывает, что общение с преподавателем в дистанционном формате окажется таким же. Но дистанционное обучение предлагает студенту часто иные условия. На экране компьютера он видит тексты, формулы, графики, таблицы, которые необходимо прочесть, усвоить, выполнить предложенные задания самостоятельно и в установленный срок.

Поэтому нередко случается, что мотивация к обучению у студентов снижается. В этой ситуации для поднятия интереса к учебе можно использовать способ формирования мотивации к дистанционному обучению, предложенный Джоном Келлером.
Джон Келлер - эксперт из США в области обучающих систем. Он разработал модель, которая повышает мотивацию обучающегося к процессу обучения. Данная модель называется «ARCS» и включает в себя следующие компоненты: Attention - внимание, Relevance - значимость, Confidence - уверенность, Satisfaction - удовлетворение. Следует заметить, что мотивирующую модель можно встроить в любые обучающие материалы.

Рассмотрим каждый компонент данной модели подробнее.

Внимание

Первый и самый важный компонент - привлечение внимания обучающегося к дистанционному формату. Несмотря на то, что этот этап стоит первым в модели, он должен выполняться на протяжении всего процесса обучения. Поэтому важно не только привлечь внимание, но и постоянно поддерживать его. Вызвать первоначальный интерес к предмету, обратить внимание, вовлечь студента помогает постановка интересных целей. Например, сформулируем мотивирующую цель для электронного курса по управлению проектами:

«Вы будете управлять проектом на всем протяжении его жизненного цикла. вы самостоятельно спланируете целевые показатели, будете координировать действия виртуальных членов команды, анализировать взаимное влияние основных параметров проекта, расставлять приоритеты. Вам необходимо успешно решить проблемы, с которыми вы столкнётесь для завершения проекта в четком соответствии с начальным планом». Такая цель мотивирует и содержит вызов.

Так же на помощь могут прийти различные способы донесения информации и разные стили общения (включая юмор и неформальные подходы): ролевые игры, симуляции, контроинтуитивный факт, идущий вразрез со знаниями студентов, примеры из реальной жизни - конкретные истории по теме, исторические анекдоты и т.п. Эти приемы позволяют удержать внимание обучающегося, не дадут ему отвлекаться и избавят от эффекта «засыпания».
Значимость

Второй комплект мотивационной модели - придание значимости излагаемому вами материалу. Значимость - важность процесса и результата обучения для студента. На данном этапе необходимо помочь студенту увидеть связь между дистанционным обучением и его ожиданиями, а также показать практическую значимость лично для него.

Например, отталкивайтесь от опыта студентов (реальные кейсы, аналогии, применение уже имеющихся навыков и знаний); объясните, почему данный материал важно знать сегодня; предоставляйте свободу освоения материала обучающимися (один, в группе, через проект, через рисунок) и т.п.
Уверенность

Необходимо придать студенту уверенность в собственных силах, поддержать вовлечённость и усердие. Студент должен быть уверен, что сможет усвоить учебный материал и получить качественные знания, которые ему пригодятся в профессиональной деятельности. Сделать это можно с помощью заданий, контрольных вопросов. Если вы чувствуете, что ваш материал сложен для восприятия, введите подсказки или дайте несколько попыток для ответа. Также преподавателю необходимо сориентировать студентов в том, сколько приблизительно (в среднем) времени займёт изучение каждого модуля обучения, и предоставить средства для самоконтроля: просмотр набранных баллов или процента выполнения заданий. Студент должен понимать, что его кто-то контролирует, кого-то интересуют его результаты. Вы проверяете и отслеживает прогресс в обучении на протяжении всего периода дистанционного обучения, контролируете понимание и непонимание обучающимися тех или иных аспектов обучения, помогаете в решении проблем. Важно обладать информацией об индивидуальных результатах каждого студента. Если обучающийся перестает учиться, выполняет задания «спустя рукава», необходимо связаться с ним и постараться мотивировать для продолжения обучения, дать конкретные замечания по выполненным заданиям, отметить, найти возможность поддержать студента. Своевременная, конструктивная обратная связь помогает сохранить и повысить мотивацию. Студентам приятно осознавать, что есть кто-то, готовый в любой момент прийти к ним на помощь. Предоставьте конструктивную обратную связь, объясните успехи/неудачи внутренними факторами («здесь не доработал», «тут пропустил важный этап»), обеспечьте студенту контроль над собственным обучением, дайте понять, что успех зависит от него самого. Тем самым вы повысите его мотивацию к учебе.
Удовлетворение

Чем ближе конец семестра, тем больше накапливается усталость, большой объём информации требует осмысления и анализа обучающимся. Студент задаёт вопросы: Нужен ли мне этот предмет? Пригодятся ли мне полученные знания в дальнейшем?

Если при общении со своими студентами вы заметили такие признаки, значит, пришло время внедрять четвёртый компонент мотивационной модели – «удовлетворение».

Для этого необходимо представить полученные результаты как соответствующие ожиданиям обучающегося. Затем показать ему положительные изменения, полученные в прохождении вашей дисциплины. Например, практическое применение материала обучающимися сразу после изучения, положительные последствия (ваше личное внимание, мотивационная обратная связь студенту сразу после выполнения задания). Или, например, если вы будете рассылать итоговые результаты и поздравлять всех с успешным прохождением модуля, то студент поймёт, что о его успехах узнают одногруппники, и это повысит его мотивацию.

В заключении стоит еще раз отметить, что мотивирование обучающихся на работу в дистанционном режиме невозможно без личного участия самого преподавателя. Важно не только создание интересного дидактического материала (интересные задания, привлекательное оформление и т.д.), важное значение имеет и методическая часть преподавания (организация учебного процесса). Не стоит забывать про важное влияние личности преподавателя на образовательный процесс обучающегося. Преподаватель в силе заинтересовать обучающегося, придать его обучению смысл и значимость, указать на его возможности и ресурсы.
Вместе с этим материалом читают:
Информация © 2020 Университет ИТМО
Департамент образовательной деятельности
Контакты
Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322