Методы самоорганизации и организации времени

Автор: Виктория Яковлева
Цифровой волонтер Университета ИТМО
Что значит быть продуктивным? С одной из возможных точек зрения это значит успевать эффективно выполнять максимальное количество важных дел в установленные сроки. Тут никак не справиться без системного подхода. Список дел можно составлять последовательно, учитывая приоритетность и объем задач.
Далее мы рассмотрим несколько популярных методов планирования и управления задачами. Для того, чтобы им следовать, можно использовать разные инструменты, которые мы рассмотрим в будущих материалах.
Методы тайм-менеджмента
GTD – Getting Things Done
Метод основан на следующих правилах:
  1. Записывать абсолютно все дела, роящиеся в голове, освобождая свою оперативную память.
  2. Сортировать, приоритизировать и порой делегировать задачи
  3. Остальные дела, требующие действий и большего времени, сортировать, разбивать на подзадачи/шаги
  4. Начинать делать прямо сейчас.
Метод позволяет концентрироваться на важном, правильно расставлять приоритеты и заканчивать начатое.

Если вы хотите использовать данный метод планирования, вам могут оказаться полезными такие инструменты тайм-менеджмента, как календарь, список задач и инструменты управления проектами.
Канбан-доски
Этот метод в первую очередь про визуализацию задач и управление их потоком, а также он идеально подходит для многоступенчатых проектов.
Для персонального канбана достаточно доски (реальной или виртуальной) из трех столбцов, которые по сути отражают текущий статус расположенных в них задач:

  • "To do" – задачи, ждущие своей очереди
  • "In Progress" – то, что вы делаете сейчас
  • "Done" – завершенные дела.

Столбцов может быть любое количество в зависимости от этапов и специфики работы. Задачи-карточки последовательно перемещаются слева направо, проходя все стадии, в финальную точку.

Эта система организации задач позволяет видеть вашу реальную загруженность, положение дел в текущий момент и отслеживать прогресс в достижении запланированного.

Trello, Miro, MS Project, Padlet, github project и пр. помогут вам создать свою виртуальную доску в стиле канбан.
Paper-like
Бумага и ручка неизменно остаются доступным и привычным для многих способом организации своего времени и дел. Многие люди не хотят отказываться от наглядного и удобного им способа планирования. Поэтому некоторые разработчики делают свои приложения похожими на привычные бумажные планировщики, будь то внешний вид, раскладка или звук пишущего карандаша при печатании.
Подходит для тех, кто хочет более продуктивно планировать свои дела, сохраняя знакомую форму и наглядность.

Больше примеров техник тайм-менеджмента можно найти в этой статье.
Что важно учесть при планировании?
  1. Ставьте конкретные цели и задачи

Корректно описать свою цель — не самая простая задача. Следующие пункты помогут вам сформулировать ваши задачи и отделить их от целей.
2. Декомпозируйте задачи
3. Четко сформулируйте задачи
Для этого можно использовать метод SMART.
Задача по SMART должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени.
4. Фиксируйте план действий

С этим вам помогут различные цифровые инструменты.
5. Расставляйте приоритеты

Полученный список может оказаться слишком большим. Чтобы понять, за что браться в первую очередь, а что можно отложить на потом, поможет расстановка приоритетов: назначив каждому делу свой приоритет или воспользовавшись техникой Матрица Эйзенхауэра.
Полезные советы
Вы сформулировали задачи, на которые распадаются цели. Зафиксировали письменно и поставили дедлайны. Теперь у вас есть четкий план действий, где задачи и дела приоритезированы. Однако даже самый хороший план может провалиться. Так как же осуществить запланированное?
Вы сформулировали задачи, на которые распадаются цели. Зафиксировали письменно и поставили дедлайны. Теперь у вас есть четкий план действий, где задачи и дела приоритезированы. Однако даже самый хороший план может провалиться. Так как же осуществить запланированное?
Фокусируйтесь на главном
Сконцентрируйтесь на одной задаче и не делайте несколько дел одновременно.
Делегируйте
Делегируйте неважные, но срочные дела и сотрудничайте с коллегами в важных, но не срочных. Это освободит ваше время и мотивирует сотрудников.
Научитесь говорить «нет»
Чтобы избавиться от ненужных дел, важно уметь отказывать в просьбах, которые мешают вашим планам.
Блокируйте раздражители
Перед началом работы отключите всё, что может отвлечь (телефон, социальные сети, почту) и сконцентрируйтесь на задаче. Отключите email вне работы или разрешите push-уведомления только для самых важных адресов.
Отдыхайте
Планируйте отдых. Установите для себя два времени, когда будете прекращать работу: более раннее для обычных дней, более позднее — для авральных.
Создайте комфортное рабочее место
Во время работы ничего не должно раздражать или отвлекать: неудобный стул, всплывающие уведомления в браузере, дующий кондиционер. Беспорядок на столе отвлекает и отнимает время. Организуйте письменный и компьютерный рабочий стол, чтобы нужные материалы было легко найти.
Ограничьте свой перфекционизм
Не зацикливайтесь на неважных деталях. Вы никогда не сможете выполнить задачу на сто процентов так, как хотите. Стараясь добиться идеала во всём, вы становитесь неэффективными.
Контролируйте время
Рассчитывайте и ограничивайте время для работы и отдыха (перерывов).
Планируйте окончание каждой задачи: дело А будет завершено к восьми вечера четверга, дело Б - к трём дня пятницы и так далее. Чёткие рамки не дадут затягивать работу.

При этом, если по расчетам на выполнение задачи А нужно три часа, заложите четыре. Запас времени избавит от стресса и пригодится в случае форс-мажоров.
Успехов и до встречи на мероприятиях ITMO.Expert!
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2022 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322