Для эффективного использования генеративного ИИ в образовательной среде преподавателю важно развивать четыре ключевые компетенции. Они могут быть объединены в модель «4D»:


Способность формулировать задачи для ИИ таким образом, чтобы получать релевантные, точные и педагогически ценные результаты. Это включает:
  • навыки составления «запросов» (prompt engineering),
  • понимание логики взаимодействия с моделью,
  • выбор формата запроса в зависимости от целей занятия или проекта.


Умение анализировать, интерпретировать и проверять ответы ИИ. Не все сгенерированные материалы будут корректными, актуальными или пригодными для учебной цели. Преподавателю важно:
  • уметь выявлять ошибки и допущения,
  • проверять фактическую достоверность,
  • отличать шаблонные ответы от действительно содержательных.


Преподаватель задаёт вектор взаимодействия с ИИ: он определяет, какие знания и навыки должны быть сформированы, и как ИИ может этому способствовать. Это требует:
  • ясной формулировки образовательных целей,
  • стратегического выбора, где и зачем используется ИИ,
  • способности «держать курс» при работе с моделью.


Навык осознанной передачи определённых функций ИИ. Это ключевая управленческая и этическая компетенция: преподаватель принимает решения о распределении ответственности между человеком и машиной.
4D-компетенции при работе с ИИ
1. Design (Проектирование)
2. Discernment (Критичность)
3. Direction (Направление)
4. Delegation (Делегирование)