Для эффективного использования генеративного ИИ в образовательной среде преподавателю важно развивать четыре ключевые компетенции. Они могут быть объединены в модель «
4D»:Способность формулировать задачи для ИИ таким образом, чтобы получать релевантные, точные и педагогически ценные результаты. Это включает:
- навыки составления «запросов» (prompt engineering),
- понимание логики взаимодействия с моделью,
- выбор формата запроса в зависимости от целей занятия или проекта.
Умение анализировать, интерпретировать и проверять ответы ИИ. Не все сгенерированные материалы будут корректными, актуальными или пригодными для учебной цели. Преподавателю важно:
- уметь выявлять ошибки и допущения,
- проверять фактическую достоверность,
- отличать шаблонные ответы от действительно содержательных.
Преподаватель задаёт вектор взаимодействия с ИИ: он определяет, какие знания и навыки должны быть сформированы, и как ИИ может этому способствовать. Это требует:
- ясной формулировки образовательных целей,
- стратегического выбора, где и зачем используется ИИ,
- способности «держать курс» при работе с моделью.
Навык осознанной передачи определённых функций ИИ. Это ключевая управленческая и этическая компетенция: преподаватель принимает решения о распределении ответственности между человеком и машиной.