Автономное, независимое, самонаправленное обучение

Как развивать самостоятельность у обучающихся?
Когда мы говорим о самостоятельном обучении студентов, то каким мы его видим? Одним из вариантов организации самостоятельной работы обучающихся может стать самообучение. Что оно из себя представляет?

Что такое самообучение?
В зарубежной исследовательской литературе можно встретить различные интерпретации того, что должно представлять из себя самостоятельное обучение в контексте высшего образования. В основном, различия состоят в степени самостоятельности обучающегося, а также уровне структурированности образовательного процесса и обучающих материалов.

Кристин Хокингс и её коллеги [Hockings, C., Thomas, L., Ottaway, J., & Jones, R. (2018). Independent learning–what we do when you’re not there. Teaching in Higher Education, 23(2), 145–161] описывали концепцию самообучения следующим образом: студент принимает на себя активную роль в образовательном процессе. Это означает, что он берет на себя ответственность за получение и усвоение необходимой информации, обозначает собственные образовательные цели и задачи, отслеживает свой прогресс и активно рефлексирует на тему того, какие знания и навыки ему удалось освоить в процессе обучения, а какие стоит доработать, а также критически оценивает поступающую информацию.

Преподаватель в данном случае должен создавать условия для этого, а также направлять и контролировать образовательный процесс своих студентов. Это означает, что педагог должен грамотно обозначать цели и задачи образовательных курсов, организовывать последовательность изучаемых тем, предоставлять все необходимые ресурсы для обучения, давать содержательную обратную связь по изученному материалу и выполненным заданиям, а также оценивать прогресс каждого студента.

Направленное независимое обучение — это то, в котором обучающийся играет наиболее активную роль либо сам по себе, либо в коллаборации с другими студентами. Его деятельность может направляться программой обучения, системой оценивания и обратной связью, а также поддержкой преподавательского коллектива и учебной средой в целом [Thomas, L., Jones, R., & Ottaway, J. (2015). Effective practice in the design of directed independent learning opportunities]. Важно, что в процессе обучения у обучающегося есть доступ к широкому перечню ресурсов: библиотеки, онлайн-материалы, учебные пособия и статьи, пространства для учебы и цифровые инструменты.

В исследовательской литературе по учебному процессу часто подчеркивается то, что многие определения независимого или самонаправленного обучения оказываются достаточно широкими.

Кристин Хокингс и ее коллеги, описывая независимое обучение, выделяли следующие важные характеристики с точки зрения обучающегося:
  • ответственность за свой процесс обучения;
  • выбор и постановка целей обучения;
  • самостоятельность в определении что, когда и как изучать;
  • мониторинг своего прогресса;
  • развитие способности к исследованию и критической оценке;
  • оценка и рефлексия изученного материала;
  • обучение происходит в рамках определенной программы, присутствует фасилитация преподавателя.

Но, как подчеркивают исследователи, на практике такой вид обучения может быть представлен, например, и более структурированным форматом, и более автономным для обучающегося.
В чем преимущества самообучения?

  • Более глубокое изучение предмета. В процессе самообучения у студентов появляется больше свободы и возможностей для углубленного изучения материала. Эффективная организация самостоятельной работы студента позволит ему/ей успешно двигаться от базового уровня освоения материала к более глубокому пониманию основных концепций изучаемого предмета.
  • Вклад в развитие будущих коллег. Благодаря самообучению появляется возможность воспитывать новое поколение специалистов, которое способно самостоятельно и эффективно организовывать свою работу.
  • Более проактивные студенты. Со временем благодаря развитым навыкам самостоятельной работы, студенты будут охотнее брать на себя ответственность за свое обучение, а также принимать более активное участие в выполнении заданий и решении других вопросов, связанных со своим обучением.
  • Более мотивированные студенты. В процессе самостоятельного обучения студенты начинают лучше осознавать важность своего личного вклада в процесс образования, что позволяет им более осознанно подходить к своему обучению.
  • Формирование привычки к непрерывному обучению. Благодаря развитию навыков самостоятельного обучения у студента появляется возможность разобраться в том, как им удобнее выстраивать свой образовательный процесс, а следовательно в будущем им легче продолжать свое обучение за пределами образовательных учреждений.
  • Развитие мягких навыков. Благодаря самообучению у студентов развиваются критическое мышление, гибкость, навыки тайм-менеджмента и управления своим вниманием, а также эмоциональный интеллект.
  • Самостоятельность как залог будущих академических достижений. В процессе самообучения у учащегося развивается чувство независимости, которое в будущем может послужить ему/ей необходимой опорой в принятии осознанных решений в отношении своего академического будущего.
  • При правильном планировании — меньше подготовки каждый день. Самонаправленное обучение дает больше возможностей для глубокого освоения предмета, чем только обычные занятия с преподавателем в аудитории. Эффективно выстроенное независимое обучение позволяет двигаться от минимального уровня к более фундаментальному изучению.
  • «Отложенный эффект». Внедренное на старте, независимое обучение принесет пользу в дальнейшем благодаря развитию самостоятельности и личной ответственности обучающегося. Блага этого преимущества могут не ощущаться в каждодневной деятельности преподавателя сразу, но в будущем станут очевидны: самостоятельные обучающиеся, очевидно, более проактивны в выполнении заданий и решений вопросов своего обучения.
  • Влияние на мотивацию к обучению у студентов. В рамках работы у обучающихся формируется осознание важности своего индивидуального вклада в свой процесс обучения. Демонстрация важности их знаний в реальном мире помогает им более глубоко подходить к обучению.
«Ловушки» самообучения
Несмотря на широкие возможности самонаправленного обучения, они не безграничны. При обращении к этому формату обучения важно избежать распространенных заблуждений и ловушек относительно его сути и особенностей организации.

  • Самонаправленное обучение это НЕ домашнее задание. Основная его суть заключается в самостоятельности в выборе предмета изучения и в самостоятельной постановке целей обучения.
  • Свобода может выматывать. В самом начале незнакомый формат, предполагающий такой объем самостоятельности может быть очень неудобен или даже непонятен для обучающихся. Важно соблюдать постепенность введения элементов независимого обучения и грамотно подготовить студентов к новому формату. В приведенном исследовании отмечалось, что часто студенты проявляли неприятие и отторжение данного формата.
  • Недостаток подготовки приводит к очень низкой мотивации. В том же исследовании Кристин Хокингс и коллеги отмечали, что непонимание формата может привести к существенному снижению мотивации к обучению, а у студентов, мотивированных внешней оценкой, может привести к снижению вовлеченности в оцениваемые активности. Для эффективности самонаправленного обучения важно учитывать общий контекст: насколько обучающиеся готовы к такому формату, позволяет ли материал дисциплины ввести такой формат, знакомы ли обучающиеся с необходимыми этапами обучения и т.д.
  • Инструкции важны даже в независимом обучении. Для эффективного внедрения такого формата важно объяснить общие «правила игры» сразу: что потребуется от обучающегося, в какие сроки, в каком формате необходимо готовить материалы (если это потребуется). Важно учитывать разный уровень и опыт обучающихся в независимом обучении. Перед началом основной работы необходимо помочь им всем стартовать из одной точки и хорошо понимать, что и для чего от них требуется.

Что можно использовать для вдохновения? На платформе ITMO.Expert вы можете познакомиться с различными чек-листами, но в контексте темы самонаправленного обучения и организации автономной работы студентов мы хотели бы посоветовать следующие материалы: