Как развивать самостоятельность у обучающихся?
Когда мы говорим о самостоятельном обучении студентов, то каким мы его видим? Одним из вариантов организации самостоятельной работы обучающихся может стать самообучение. Что оно из себя представляет?
Что такое самообучение?В зарубежной исследовательской литературе можно встретить различные интерпретации того, что должно представлять из себя самостоятельное обучение в контексте высшего образования. В основном, различия состоят в степени самостоятельности обучающегося, а также уровне структурированности образовательного процесса и обучающих материалов.
Кристин Хокингс и её коллеги
[Hockings, C., Thomas, L., Ottaway, J., & Jones, R. (2018). Independent learning–what we do when you’re not there. Teaching in Higher Education, 23(2), 145–161] описывали концепцию самообучения следующим образом: студент принимает на себя активную роль в образовательном процессе. Это означает, что он берет на себя ответственность за получение и усвоение необходимой информации, обозначает собственные образовательные цели и задачи, отслеживает свой прогресс и активно рефлексирует на тему того, какие знания и навыки ему удалось освоить в процессе обучения, а какие стоит доработать, а также критически оценивает поступающую информацию.
Преподаватель в данном случае должен создавать условия для этого, а также направлять и контролировать образовательный процесс своих студентов. Это означает, что педагог должен грамотно обозначать цели и задачи образовательных курсов, организовывать последовательность изучаемых тем, предоставлять все необходимые ресурсы для обучения, давать содержательную обратную связь по изученному материалу и выполненным заданиям, а также оценивать прогресс каждого студента.
Направленное независимое обучение — это то, в котором обучающийся играет наиболее активную роль либо сам по себе, либо в коллаборации с другими студентами. Его деятельность может направляться программой обучения, системой оценивания и обратной связью, а также поддержкой преподавательского коллектива и учебной средой в целом [Thomas, L., Jones, R., & Ottaway, J. (2015). Effective practice in the design of directed independent learning opportunities]. Важно, что в процессе обучения у обучающегося есть доступ к широкому перечню ресурсов: библиотеки, онлайн-материалы, учебные пособия и статьи, пространства для учебы и цифровые инструменты.
В исследовательской литературе по учебному процессу часто подчеркивается то, что многие определения независимого или самонаправленного обучения оказываются достаточно широкими.
Кристин Хокингс и ее коллеги, описывая независимое обучение, выделяли следующие важные характеристики с точки зрения обучающегося:
- ответственность за свой процесс обучения;
- выбор и постановка целей обучения;
- самостоятельность в определении что, когда и как изучать;
- мониторинг своего прогресса;
- развитие способности к исследованию и критической оценке;
- оценка и рефлексия изученного материала;
- обучение происходит в рамках определенной программы, присутствует фасилитация преподавателя.
Но, как подчеркивают исследователи, на практике такой вид обучения может быть представлен, например, и более структурированным форматом, и более автономным для обучающегося.