Салман Хан — основатель Khan Academy, один из самых влиятельных реформаторов образования в мире, который продвигает идею бесплатного и персонализированного обучения.
Хан рассуждает о том, как ИИ, в частности генеративные модели вроде ChatGPT, кардинально меняют систему образования: от персонализации обучения до изменения роли педагога. Салман Хан предлагает не избегать ИИ, а использовать его для того, чтобы сделать образование более доступным, адаптивным и человекоориентированным.
  1. ИИ-тьюторы (Khanmigo, Duolingo Max, Querium)
2. «Мастерство прежде, чем двигаться дальше».
Нельзя переходить к новой теме, если понимание старой — неполное. Текущая модель обучения часто оставляет учеников с «70% понимания» и дальше переводит их дальше по учебной программе, что создаёт отставание.
3. Создание этических рамок по работы с ИИ, Кодекса по работе с ИИ в аудитории
4. Смещение фокуса образования с запоминания на мышление и человечность.
  • Образование перестаёт быть набором фактов и тестов: на первый план выходит обучение навыкам критического мышления, умению работать с ИИ, цифровая грамотность и способность к переносу знаний в новые контексты.

  • ИИ может стать инструментом равного доступа к образованию — но есть риск усиления неравенства. Автор подчёркивает, что технологии сами по себе не решают проблему, важна инфраструктура, педагогика и социальные рамки.

  • Масштабирование доступа: ИИ-решения могут помочь сократить образовательный разрыв, открывая качественные инструменты там, где учителей мало или они перегружены.

  • Образование — не просто передача знаний, а развитие человеческой способности: Хан подчёркивает, что технология должна не заменять, а усиливать человеческий потенциал — творчество, критическое мышление, сотрудничество.

  • ИИ-тьюторы, например система Khanmigo в платформе Khan Academy, доказывают, что обучение с адаптацией под темп и стиль студентов может серьёзно улучшить результаты.

  • Этика и системные изменения: Нужно управлять рисками — алгоритмическая предвзятость, приватность данных, изменение роли педагога и механизм оценки — всё это требует осмысления и критического взгляда.
Новые миры образования: Трансформация обучения в эпоху искусственного интеллекта
О книге
Инсайты
Хайлайты: идеи, которые стоит взять в практику