Дистанционное обучение: вызовы и переосмысление ролей

Коллеги, многие из вас задают себе (и нам) вопросы о текущем состоянии и перспективах дистанционного обучения в Университете ИТМО. Переход на дистанционное обучение повлиял не только на то, как мы взаимодействуем со студентами и какой материал им даем для освоения, но и на наше понимание того, какими компетенциями должны обладать обучающиеся и сотрудники вуза, как и в каком объеме использовать дистанционный формат в будущем. И еще заставил задуматься о том, что жизнь после дистанта никогда не будет прежней.

В этой статье мы постарались ответить на вопросы, комментарии и сомнения, высказанные деканом ФИКТ Александром Александровичем Капитоновым.
Онлайн-образование не панацея!

И мы с этим согласны - онлайн обучение не может на 100% заменить аудиторную работу преподавателей и студентов. Тем не менее, применение дистанционных технологий в образовательной деятельности - продуктивный формат. Поскольку повышает мотивацию и интерес студентов к обучению, облегчает преподавателю постановку индивидуальных заданий и их проверку, требует от студентов больше самостоятельности и ориентации на результат, умений работать в информационной среде, а, значит, развивает их цифровую культуру, которая пригодится в современном мире.

Убеждены, что лучшим решением в рамках реализации образовательных программ будет комбинация очных занятий и дистанционной работы, и преподавателю нужно будет решить, в каком соотношении их интегрировать, чтобы добиться максимального результата.

Проблема честного оценивания: более широкий простор для обмана проверяющих

Дистанционный формат обучения - это не только шанс для студентов обмануть преподавателя и сдать экзамен/зачет/дифференцированный зачет, ничего не понимая в предмете, но и вызов самому преподавателю - как адаптировать итоговый контроль по дисциплине так, чтобы однозначно проверить результаты ее освоения студентами.

Для преподавателя открываются возможности переосмысления дисциплины и контрольных мероприятий по ней, поскольку отсутствие возможности непосредственного наблюдения за студентом в момент выполнения задания требуют более творческого подхода к постановке самого задания.

Важно также объяснить студентам, что недобросовестность на экзамене или зачете идёт вразрез с ценностями Университета ИТМО.

Подробнее о проведения экзамена или зачета в дистанционном формате можно прочитать здесь.

Проблема адаптации к новому формату со стороны преподавателей

Конечно, оперативно перевести дисциплину в дистанционный формат не просто, особенно, если результатом обучения по ней выступают практические навыки и опыт. В помощь преподавателям был создан ресурс http://distant.itmo.ru/ (сейчас , в котором мы постарались ответить на самые частые вопросы.

- Как перевести свою дисциплину в дистант

- Сценарии перевода занятий в дистанционную форму

- Простая инструкция по переходу в онлайн

- Высокое напряжение: боремся со стрессом в новых условиях

- Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении

Отдел образовательных технологий Университета ИТМО регулярно проводит вебинары и личные консультации с преподавателями, которым нужна помощь и поддержка в этом переходе. Напишите нам на expert@itmo.ru, если у Вас есть вопросы или затруднения в адаптации к дистанционному формату обучения.

Часть дисциплин просто нельзя вывести полностью в онлайн

Мы понимаем, что дистанционный формат не заменит непосредственную работу на оборудовании. И текущая ситуация пока не позволяет вернуться в лаборатории. Предлагаем сейчас весь материал проработать в рамках действующей программы курса, даже если в некотором смысле он будет более теоретизированным, а не практикоориентированным. В момент продолжения обучения в очном формате восполнить работу студентов на оборудовании будет возможно в рамках консультаций.

Подробнее о переводе лабораторных работ в дистант мы писали в статьях:

Лабораторные работы дистанционно - как это?

Лабораторные работы дистанционно: выбираем альтернативу


Цифровая грамотность становится первостепенным навыком

Несомненно, это так. И в настоящее время задача развития цифровой грамотности и культуры стоит и перед студентами и перед уже сформировавшимися профессионалами.

Пока идет разработка курса по цифровой культуре для ППС и сотрудников университета, сотрудники могут самостоятельно определить свои зоны роста и читать статьи, участвовать в вебинарах и мастер-классах по соответствующим темам. Если вам кажется, что какой-то из вопросов стоит наиболее остро, вы можете обратиться к команде ITMO.Expert (expert@itmo.ru) с заявкой на мастер-класс или их серию, которые прояснят наиболее сложные моменты.

Только 10–20% студентов заканчивают самостоятельные курсы

Именно поэтому не всегда нужно ставить задачу пройти ВЕСЬ курс. Рекомендуется использовать отдельные темы, задания, возможно, даже из нескольких онлайн-курсов. Сейчас есть возможность бесплатно подключить студентов к большему числу курсов, и по запросу получить результаты каждого студента не только в целом за курс, но и за каждое задание в отдельности.

А если говорить о мотивации студентов, то задача преподавателя - заинтересовать студента, объяснить цель изучения дисциплины, определить и показать студенту место дисциплины в его подготовке, продемонстрировать применение полученных знаний в реальной жизни и профессиональной деятельности.

Проблема восприятия: как перевернуть сознание студентов и научить их воспринимать онлайн-курсы как лекционные аудиторные занятия?

Что касается видео-курсов в записи, то они скорее всего воспринимаются как познавательные видеофильмы или обучающие программы для дополнительного развития, и тут сложно что-то сделать: хочу начну смотреть, хочу брошу.

Если речь идет о "живых" онлайн-трансляциях, то это очень близко к формату лекции. Но следует учитывать, что дистанционное общение предполагает большое количество отвлекающих моментов для студентов, т.к. можно подключиться к вебинару и уйти заниматься своими делами, поэтому следует удерживать внимание студентов при помощи специальных активностей: например, каждые 4 минуты устраивать опросы и давать небольшие задания, выбирая участников вебинара наугад. Также преподавателю следует подходить к проведению вебинара максимально организованно для создания рабочей обстановки. Об этом подробнее можно прочитать в статье Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении.

Цифровой детокс: в онлайне от обучения отвлекает абсолютно все.

Наша способность фокусироваться — ключ к производительности, творчеству и полноценной жизни. Это основная идея выступления Криса Бейли, автора книги «Гиперфокус».

Поэтому мы предлагаем всем ответственно подойти к организации своего рабочего дня в удаленном формате и последовать этим советам:

1. Правила работы и критерии оценивания

Взаимодействуя со студентами лично на занятиях, видя заинтересованность на лицах, вы могли определить, насколько студенты заняты, продуктивны и вовлечены в процесс. Сейчас для определения эффективности нужны четкие критерии. Это касается всех изменений, связанных с переходом в дистант: меняется формат лекций, заданий, формы контроля. Подумайте, как вносимые изменения в формат повлияли на критерии оценивания? Если вы раньше учитывали посещаемость, как вы это будете делать в дистанте? Как будете давать обратную связь студентам, а, главное, получать её обратно?

2. Инструменты

Первый ажиотаж прошел, настало время определиться с удобными для всех инструментами:

● для асинхронного общения;

● для общения в режиме реального времени - системы видеоконференцсвязи и вебинаров;

● для выдачи заданий и получения отчетов по ним - те же чаты или почта.

3. Время

Договоритесь со своими студентами и коллегами, в какое время вы доступны и по каким каналам связи: например, проверяю почту с 10 до 12, отвечаю на звонки с 14 до 16. Разбейте свой день на несколько спринтов, например, полтора часа работаете, 15 минут перерыв. А также ответьте на вопрос: внес ли дистант изменения в сроки заданий? И если ответ "да", оповестите об этом ваших студентов.

4. Рабочее место и ритуалы

На деле может оказаться, что работа в пижаме, с любимой чашкой чая и в уютном кресле не принесла ожидаемых результатов. Попробуйте одеваться для работы дома также, как и для офиса. Определите свою рабочую зону, попросите домашних вас не отвлекать, если вы выполняете срочное и важное задание. Больше рекомендаций и советов здесь.

А еще предлагаем вам познакомиться с опытом тех, кто устроил себе настоящий цифровой детокс! Опыт 1 и Опыт 2.

За прокторинг кто-то должен платить.

Есть достаточно сложная проблема: даже если мы используем асинхронный прокторинг, когда ведется запись испытуемого и его комнаты, запись его рабочего стола, звука помещения, даже если ведется учет испытаний, которые содержат подозрения на нарушения, то это всё равно достаточно массовая работа. Есть варианты, как реализовать эту работу с привлечением волонтеров, но не хотелось бы, чтобы это ложилось непосредственно на преподавателя, поскольку мы понимаем, какой это объем работы. Каким образом организовать эту работу, с одной стороны, чтобы это не превратилось в профанацию, и с другой стороны, чтобы это было технологично, и откуда брать ресурсы, достаточно серьезная и непростая задача. В настоящие момент Департамент открытого образования находится на этапе выработки решения.

Сложности студентов
1
Нехватка горизонтальной и вертикальной связности курсов

Возможно, эта сложность возникает при недостаточной продуманности учебного плана (УП) на этапе его проектирования. Если вы считаете, что УП нужно пересмотреть, то вы можете перестроить последовательность и содержание дисциплин. Делают это совместно декан, руководитель ОП и руководители модулей ОГНП.

Возможно, вы обнаружите, что связности не хватает внутри самого курса, а это уже вопрос к разработчику рабочей программы дисциплины.

За консультацией вы можете обратиться к Офису сопровождения образовательных программ Университета ИТМО или Елене Сычёвой (easycheva@itmo.ru).

Также под связностью курсов можно понимать общность студентов, атмосферу и культуру как на факультетском так и на университетском уровне. Университет может повлиять на это, создавая комфортную среду и условия, которые будут стимулировать обучающихся к совместной деятельности (учебную и внеучебную), обмену мнениями и взаимодействию вне зависимости от курса или направления обучения. Составляющими такой среды являются студенческие коворкинги (зоны для совместной работы), клубы и мероприятия, создаваемые и модерируемые структурными подразделениями университета.
2
Привычка все делать в последний момент; Если я ничего не подготовил, то и участвовать не надо; Неумение гуглить

Есть люди, эффективность которых экспоненциально возрастает за пару часов до дедлайна. А в остальное время они прокрастинируют и действительно малоэффективны. Если человек знает такую свою особенность и принимает ее, то, вероятно, не стоит мучать себя за месяц до дедлайна, а выполнять часть задач в последний момент.

Но этот способ хорош, если преподаватель сам спокойно относится к дедлайнам. Именно поэтому в самом начале дисциплины важно проговорить со студентами все сроки сдачи заданий и "штрафы" за нарушение сроков. Справедливые "штрафы" будут держать студентов в тонусе и способствовать своевременному выполнению заданий.

Это касается и активности студентов на занятиях. Для того, чтобы каждый студент чувствовал себя комфортно на занятиях, важно создать благоприятную атмосферу. К тому же, если студент заинтересован в изучении дисциплины, то у него будет желание готовиться к каждому занятию. Неучастие в занятиях - это еще и "звоночек" для преподавателя. Вероятно, студент может "загуглить" все, что дается на дисциплине и не видит смысла принимать участие в занятии.

"Яндекс: найдётся всё, а гугл найдет то, что нужно" - цитата одного из наших преподавателей. Так вот, совет студентам, перед тем как спрашивать одногруппников, преподавателя, обратитесь к поисковой системе, многие ответы можно найти там. Однако критическое отношение к этой информации тоже никто не отменял.
3
Незнание англоязычной терминологии

Часть этой ответственности лежит на преподавателе-предметнике. Если преподаватель в своей дисциплине использует много англоязычных терминов, то можно предположить, что не все обучающиеся с ними знакомы, и рекомендуем подготовить список используемых терминов заранее, чтобы у студентов было время его изучить и запомнить. Кроме того, целесообразно использовать англоязычные источники в качестве учебных материалов, чтобы расширять профессиональную лексику студентов.

За помощью Вы также можете обратиться в центр изучения иностранных языков университета. Коллеги всегда рады общаться с преподавателями и руководителями ОП и узнать реальные потребности обучающихся в языковых компетенциях. Директор центра Анастасия Никуленко (anikulenko@itmo.ru) и руководитель методического отдела центра Александра Шпарберг (alshparberg@itmo.ru) отреагируют на ваш запрос и постараются построить образовательный процесс так, чтобы обучающиеся обладали необходимым словарным запасом и умели его использовать.
4
Боязнь самостоятельного общения с преподавателями / администрацией

Основная причина страха студентов перед общением – ощущение ими разницы в статусе с преподавателем. Именно осознание авторитета преподавателя или сотрудника администрации вызывает барьер в общении.

Разрушить этот барьер в условиях дистанционного обучения – задача непростая. Нужно понимать, что налаживание взаимодействия со студентами – ответственность преподавателя и руководства факультета.

Лучший способ снять страх обращаться к вам напрямую - неформальный подход к общению с обучающимися. Необходимо дать студентам понять, что несмотря на разницу статусов, мнение студента также важно, что к нему прислушаются.

Во время занятий можно обратить внимание студентов на неформальные аспекты: обсудить сложившуюся ситуацию, проблемы, возникающие в сегодняшних условиях, спросить, какие сложности возникают у обучающихся в дистанте. Если студент осознает, что преподаватель с пониманием относится к возникающим проблемам, ему будет легче пойти на контакт в дальнейшем и взаимодействовать с преподавателем самостоятельно.

Кроме того, студенты всегда могут обратиться за помощью в Студенческий офис и в Центр качества организации учебного процесса.
5
Преподаватели толкуют приказы администрации по разному

Для того, чтобы все преподаватели факультета одинаково понимали приказы и распоряжения администрации, можно порекомендовать руководителям структурных подразделений проводить с ними работу: объяснять содержание распорядительных актов, описывать, как тот или иной приказ повлияет на их деятельность, и каковы последствия невыполнения, пояснять алгоритмы действий более простыми и понятными словами.

Также можно посоветовать преподавателям получать информацию только из проверенных источниках (https://itmo.ru/, https://isu.ifmo.ru/) и, если что-то осталось непонятно, обращаться за уточнениями в профильные подразделения университета.

По любым вопросам организации и проведения образовательного процесса, вопросов развития и совершенствования педагогической деятельности сотрудники Департамента образовательной деятельности всегда готовы проконсультировать и помочь справиться с ситуацией каждому преподавателю. В настоящий момент, кроме привычных обращений по телефону и электронной почте запущен сервис "Онлайн-приемная ДОД", где в режиме онлайн-трансляции у каждого участника есть возможность задать вопрос и тут же получить на него ответ. После трансляции все ответы на вопросы публикуются на сайте http://expert.itmo.ru/.
6
Не все преподаватели готовы к постоянному общению со студентами

Да, кто-то из преподавателей не готов сдвигать свои личные границы и общаться со студентами круглосуточно в соцсетях и мессенджерах. Это абсолютно нормально и, наоборот, спасет многих из нас от выгорания. В то же время студенты хотят, чтобы на их вопросы отвечали - это тоже нормальный и справедливый запрос. Мы считаем, что, если преподаватель изначально определит и сообщит студентам, с какой частотой и по каким каналам связи он будет отвечать, это снимет стресс и со студентов, и с самого преподавателя. Например, "Вы можете писать на мой адрес электронной почты в любое время, но ответ можете ожидать только по понедельникам и четвергам с 15 до 17 часов". Или "Пишите вопросы в этот диалог в вк, я буду заходить раз в день в 10 часов и отвечать". Главное, чтобы преподаватель сам придерживался сформулированных им правил.
Сложности преподавателей
1
Нужны ли форматы без дискуссии?

Возможно, каждому преподавателю следует подобрать удобный для него и уместный в контексте дисциплины формат дискуссии. Дискуссии можно организовывать не только во время вебинара синхронно, но также асинхронно (когда обмен репликами происходит не мгновенно и, как правило, в письменной форме) в электронной почте, при обсуждении Google-документов, на учебных форумах, вики, при помощи системы личных сообщений на платформах дистанционного обучения. Чаты позволяют общаться как в синхронном, так и в асинхронном режиме. Возможно, асинхронная коммуникация станет ключом к вашей продуктивности и продуктивности студентов. Вот некоторые ресурсы, которыми можно воспользоваться:

Github - для разработчиков программного обеспечения.

Dropbox Paper - для ведения документации с использованием комментариев.

Google Docs - для ведения документации с использованием комментариев.

Slack, Discord - в некоторых компаниях главный инструмент для общения, который также предусматривает возможность асинхронной коммуникации.

Подойдите творчески к использованию синхронных и асинхронных инструментов. Подумайте какие задания можно реализовать в дискуссионном формате и в каких пропорциях лучше смешать синхронные и асинхронные ингредиенты, чтобы получилось "вкусно" и вам, и студентам. Например, можно синхронно объяснить студентам правила выполнения задания на учебном форуме; организовать их асинхронную работу на форуме, ограничив сроки 1 или 2 неделями; а в конце срока встретиться опять синхронно, чтобы подвести итоги работы. Об организации работы на учебном форуме можно почитать в статье Как правильно вести учебный форум, вот здесь - про Discord.
2
Преподаватель дает задания. Нужно ли объяснять как их делать?

Даже если вы достаточно подробно описали выполнение задания в письменных инструкциях, желательно обсудить инструкции "вживую" либо во время онлайн-трансляции, либо в чате мессенджера, чтобы обучающиеся смогли задать все необходимые вопросы, чтобы вы могли привести пояснительные примеры, предупредить об ошибках, которые студенты могут совершить при выполнении задания.

Пожалуйста, помните, что только четкие критерии, проговоренные до выполнения задания, и прозрачность оценки гарантируют максимальную объективность оценивания и позволяют избегать конфликтных ситуаций со студентами.
3
Студент или преподаватель отвечает за результат?

За результат отвечают обе стороны образовательного процесса. Мировые тренды образования за концепцией student-driven learning (обучение, ориентированное на студента), которая подразумевает бОльшую ответственность студента за свое обучение и усвоение материала. Разумеется, это не исключает непосредственного взаимодействия студентов и преподавателей, однако меняются ролевые модели поведения. Преподаватель становится больше ментором, который дает обучающемуся все необходимые инструменты, направляет и консультирует его в процессе обучения. Студент контролирует и регулирует получение знаний и адаптирует (академическое) поведение под свои цели и ценности.
4
Через дистант сложнее студента вывести из зоны комфорта

Обговорите с обучающимися правила поведения во время вебинара и постройте свое занятие таким образом, чтобы через каждые 4 минуты вебинара они принимали участие в той или активности и меньше отвлекались на другие дела.

Обратите внимание на пассивного участника, чтобы он знал, что не остался незамеченным; можно задать вопрос: "Я вижу вы не участвуете. Может быть, у вас что-то не получается? Я могу вам помочь?"; опрашивайте студентов в случайном порядке, используя список участников в чате, для того чтобы они видели, что вам не безразлично, слушают они вас или нет.

Следует с самого начала обсудить с обучающимися правила поведения во время вебинара, а также санкции, которые могут последовать; также в начале каждого занятия необходимо излагать план вебинара, чтобы обучающиеся представляли себе последовательность заданий и сразу настраивались на работу.

С этими и другими рекомендациями по организации рабочего пространства и рабочего настроя в дистанте можно ознакомиться в статье Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении.
5
Кругозор и насмотренность преподавателя

Эти факторы безусловно важны, поэтому университет меняет свою кадровую политику, вводит новые требования в конкурсный отбор ППС. #КОДИТМО для преподавателей нашего университета значит:

#V - разделять ценности университета, работать для студента

#F - соответствовать уровню фундаментальности научно - образовательного профиля вуза

#PS - транслировать и развивать профессиональные знания, умения и навыки

#SS - быть в тренде

Может, мы не найдем кандидата, идеально подходящего под все требования, но у нас есть возможность подготавливать талантливых преподавателей, обучая магистрантов и аспирантов вуза, и создавать условия преподавателям, уже работающим в ИТМО. Так регулярно в университете проводятся международные и всероссийские конференции, мастер-классы от ведущих специалистов и ученых, созданы условия для мобильности преподавателей в зарубежные университеты и научные центры, а также с определенной периодичностью запускаются курсы и программы развития и повышения квалификации. Нам важно создать атмосферу роста и развития не только для студентов, но и для преподавателей университета.
6
Знание основных технологических трендов

Мы понимаем, что знание актуальных технологических трендов и инструментов работы с различными площадками - действительно один из актуальных аспектов в условиях дистанта. И стараемся делать все, чтобы преподаватели не оставались без информационной поддержки и помощи в этот период непростой период.

В рамках проекта ITMO.Expert проводятся мастер-классы, которые помогут разбираться в трендах и в программах. Сейчас, в период дистанционной работы, они проходят в формате вебинаров. Следите за расписанием в новостях ИСУ и на сайте проекта! Кроме того, в группе проекта Вконтакте регулярно публикуется информация, которая поможет быть в курсе трендов и событий.

В сегодняшних условиях важно хорошо ориентироваться в возможностях платформ и сервисов, разобраться в нюансах их использования. В этом поможет информационная площадка ITMO.Expert. Каждый день мы размещаем на ней различные материалы для комфортной работы в условиях дистанта. Следите за обновлениями!
7
Умение определять подходящие роли для участников

Не составит проблемы определить командные роли, если преподаватель хорошо знает свою студенческую аудиторию. Помочь в этом может теория Белбина, в которой предлагается 9 ролей.

Тема ролей участников проектных команд рассматривается на дисциплинах модулей Soft Skills и Предпринимательская культура (на первом курсе магистратуры), поэтому можно обратиться к опыту своих студентов и предложить им, используя полученные знания, распределить роли между собой, обосновывая, почему принято то или иное решение.
8
Умение организовать процесс обучения студентов студентами; Студенты должны стать производителями курсов и материалов

В этом контексте подходит технология "перевернутый класс", когда студенты самостоятельно знакомятся с материалами, а преподаватель на занятии организует работу так, что студенты работают с изученным материалам, делятся новой для них информацией, обмениваются мнениями и суждениями.

Также департамент образовательной деятельности и департамент стратегического развития проводят опросы обучающихся, с помощью которых собирается обратная связь о дисциплинах общеуниверситетских модулей, удовлетворенности образовательным процессом. При выстраивании своего взаимодействия с преподавателями и организации учебного процесса студент сможет опираться на обратную связь от предыдущих курсов студентов.

Важно понимать, что студенты не могут учить своих сокурсников тому, в чем сами не являются экспертами. Но можно привлекать магистрантов к проведению мастер-классов для студентов младших курсов, если магистранты имеют релевантный опыт работы, занимаются научной деятельностью. Можно делать открытые защиты отчетов по практикам, НИР, проектам.
Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322