Онлайн-образование не панацея!
И мы с этим согласны - онлайн обучение не может на 100% заменить аудиторную работу преподавателей и студентов. Тем не менее, применение дистанционных технологий в образовательной деятельности - продуктивный формат. Поскольку повышает мотивацию и интерес студентов к обучению, облегчает преподавателю постановку индивидуальных заданий и их проверку, требует от студентов больше самостоятельности и ориентации на результат, умений работать в информационной среде, а, значит, развивает их цифровую культуру, которая пригодится в современном мире.
Убеждены, что лучшим решением в рамках реализации образовательных программ будет комбинация очных занятий и дистанционной работы, и преподавателю нужно будет решить, в каком соотношении их интегрировать, чтобы добиться максимального результата.
Проблема честного оценивания: более широкий простор для обмана проверяющих
Дистанционный формат обучения - это не только шанс для студентов обмануть преподавателя и сдать экзамен/зачет/дифференцированный зачет, ничего не понимая в предмете, но и вызов самому преподавателю - как адаптировать итоговый контроль по дисциплине так, чтобы однозначно проверить результаты ее освоения студентами.
Для преподавателя открываются возможности переосмысления дисциплины и контрольных мероприятий по ней, поскольку отсутствие возможности непосредственного наблюдения за студентом в момент выполнения задания требуют более творческого подхода к постановке самого задания.
Важно также объяснить студентам, что недобросовестность на экзамене или зачете идёт вразрез с ценностями Университета ИТМО.
Подробнее о проведения экзамена или зачета в дистанционном формате можно прочитать
здесь.
Проблема адаптации к новому формату со стороны преподавателей
Конечно, оперативно перевести дисциплину в дистанционный формат не просто, особенно, если результатом обучения по ней выступают практические навыки и опыт. В помощь преподавателям был создан ресурс
http://distant.itmo.ru/ (сейчас , в котором мы постарались ответить на самые частые вопросы.
-
Как перевести свою дисциплину в дистант -
Сценарии перевода занятий в дистанционную форму -
Простая инструкция по переходу в онлайн -
Высокое напряжение: боремся со стрессом в новых условиях -
Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении Отдел образовательных технологий Университета ИТМО регулярно проводит вебинары и личные консультации с преподавателями, которым нужна помощь и поддержка в этом переходе. Напишите нам на
expert@itmo.ru, если у Вас есть вопросы или затруднения в адаптации к дистанционному формату обучения.
Часть дисциплин просто нельзя вывести полностью в онлайн
Мы понимаем, что дистанционный формат не заменит непосредственную работу на оборудовании. И текущая ситуация пока не позволяет вернуться в лаборатории. Предлагаем сейчас весь материал проработать в рамках действующей программы курса, даже если в некотором смысле он будет более теоретизированным, а не практикоориентированным. В момент продолжения обучения в очном формате восполнить работу студентов на оборудовании будет возможно в рамках консультаций.
Подробнее о переводе лабораторных работ в дистант мы писали в статьях:
Лабораторные работы дистанционно - как это? Лабораторные работы дистанционно: выбираем альтернативу Цифровая грамотность становится первостепенным навыком
Несомненно, это так. И в настоящее время задача развития цифровой грамотности и культуры стоит и перед студентами и перед уже сформировавшимися профессионалами.
Пока идет разработка курса по цифровой культуре для ППС и сотрудников университета, сотрудники могут самостоятельно определить свои зоны роста и читать статьи, участвовать в вебинарах и мастер-классах по соответствующим темам. Если вам кажется, что какой-то из вопросов стоит наиболее остро, вы можете обратиться к команде ITMO.Expert (
expert@itmo.ru) с заявкой на мастер-класс или их серию, которые прояснят наиболее сложные моменты.
Только 10–20% студентов заканчивают самостоятельные курсы
Именно поэтому не всегда нужно ставить задачу пройти ВЕСЬ курс. Рекомендуется использовать отдельные темы, задания, возможно, даже из нескольких онлайн-курсов. Сейчас есть возможность бесплатно подключить студентов к
большему числу курсов, и по запросу получить результаты каждого студента не только в целом за курс, но и за каждое задание в отдельности.
А если говорить о мотивации студентов, то задача преподавателя - заинтересовать студента, объяснить цель изучения дисциплины, определить и показать студенту место дисциплины в его подготовке, продемонстрировать применение полученных знаний в реальной жизни и профессиональной деятельности.
Проблема восприятия: как перевернуть сознание студентов и научить их воспринимать онлайн-курсы как лекционные аудиторные занятия?
Что касается видео-курсов в записи, то они скорее всего воспринимаются как познавательные видеофильмы или обучающие программы для дополнительного развития, и тут сложно что-то сделать: хочу начну смотреть, хочу брошу.
Если речь идет о "живых" онлайн-трансляциях, то это очень близко к формату лекции. Но следует учитывать, что дистанционное общение предполагает большое количество отвлекающих моментов для студентов, т.к. можно подключиться к вебинару и уйти заниматься своими делами, поэтому следует удерживать внимание студентов при помощи специальных активностей: например, каждые 4 минуты устраивать опросы и давать небольшие задания, выбирая участников вебинара наугад. Также преподавателю следует подходить к проведению вебинара максимально организованно для создания рабочей обстановки. Об этом подробнее можно прочитать в статье
Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении.
Цифровой детокс: в онлайне от обучения отвлекает абсолютно все.
Наша способность фокусироваться — ключ к производительности, творчеству и полноценной жизни. Это основная идея
выступления Криса Бейли, автора книги «
Гиперфокус».
Поэтому мы предлагаем всем ответственно подойти к организации своего рабочего дня в удаленном формате и последовать этим советам:
1. Правила работы и критерии оценивания
Взаимодействуя со студентами лично на занятиях, видя заинтересованность на лицах, вы могли определить, насколько студенты заняты, продуктивны и вовлечены в процесс. Сейчас для определения эффективности нужны четкие критерии. Это касается всех изменений, связанных с переходом в дистант: меняется формат лекций, заданий, формы контроля. Подумайте, как вносимые изменения в формат повлияли на критерии оценивания? Если вы раньше учитывали посещаемость, как вы это будете делать в дистанте? Как будете давать обратную связь студентам, а, главное, получать её обратно?
2. Инструменты
Первый ажиотаж прошел, настало время определиться с удобными для всех инструментами:
● для асинхронного общения;
● для общения в режиме реального времени - системы видеоконференцсвязи и вебинаров;
● для выдачи заданий и получения отчетов по ним - те же чаты или почта.
3. Время
Договоритесь со своими студентами и коллегами, в какое время вы доступны и по каким каналам связи: например, проверяю почту с 10 до 12, отвечаю на звонки с 14 до 16. Разбейте свой день на несколько спринтов, например, полтора часа работаете, 15 минут перерыв. А также ответьте на вопрос: внес ли дистант изменения в сроки заданий? И если ответ "да", оповестите об этом ваших студентов.
4. Рабочее место и ритуалы
На деле может оказаться, что работа в пижаме, с любимой чашкой чая и в уютном кресле не принесла ожидаемых результатов. Попробуйте одеваться для работы дома также, как и для офиса. Определите свою рабочую зону, попросите домашних вас не отвлекать, если вы выполняете срочное и важное задание. Больше рекомендаций и советов
здесь.
А еще предлагаем вам познакомиться с опытом тех, кто устроил себе настоящий цифровой детокс!
Опыт 1 и
Опыт 2.
За прокторинг кто-то должен платить.
Есть достаточно сложная проблема: даже если мы используем асинхронный прокторинг, когда ведется запись испытуемого и его комнаты, запись его рабочего стола, звука помещения, даже если ведется учет испытаний, которые содержат подозрения на нарушения, то это всё равно достаточно массовая работа. Есть варианты, как реализовать эту работу с привлечением волонтеров, но не хотелось бы, чтобы это ложилось непосредственно на преподавателя, поскольку мы понимаем, какой это объем работы. Каким образом организовать эту работу, с одной стороны, чтобы это не превратилось в профанацию, и с другой стороны, чтобы это было технологично, и откуда брать ресурсы, достаточно серьезная и непростая задача. В настоящие момент Департамент открытого образования находится на этапе выработки решения.