Как организовать и провести дебаты в рамках модульного обучения:
опыт ФЭиЭТ

Виолетта Савоскула
Старший преподаватель факультета энергетики и экотехнологий

Одним из успешных форматов организации учебного процесса в рамках модульности могут стать дебаты. Формат помогает студентам глубже погрузиться в изучаемую тему, мотивирует к самостоятельному поиску нетривиальных ответов, а элемент соревнования положительно влияет на мотивацию и вовлеченность студентов в работу на занятии.

Команда проекта ITMO.Expert попросила Виолетту Андреевну Савоскула, старшего преподавателя факультета энергетики и экотехнологий Университета ИТМО, поделиться опытом организации дебатов в рамках своих учебных дисциплин для магистрантов второго года обучения факультета энергетики и экотехнологий.
#вопрос
В рамках каких дициплин вы решили использовать формат дебатов на своих занятиях?
#ответ
В рамках дисциплины "Альтернативные источники энергии" для магистрантов второго года обучения факультета энергетики и экотехнологий направлений "Промышленная экология", "Чистое производство" и "Экологический дизайн".
#вопрос
Расскажите, пожалуйста, как вы решились на организацию дебатов?
#ответ
Для меня это была достаточно новая дисциплина (ITMO.Expert: "Альтернативные источники энергии"). Мне нужно было очень быстро и интересно преподнести материал студентам.

Идея использования формата дебатов у меня была давно: на заре своей карьеры преподавания я вела дисциплину "Введение в специальность" и хотела именно там применить технологию дебатов для тем, которые мы там охватывали. Но потом поняла, что для 1 курса бакалавриата еще рано настолько пускать студентов, так сказать, в "свободное плавание", и для них будет полезнее узнать больше про будущую работу, поэтому там я сконцентрировалась на приглашении практикующих экологов и посещении экскурсий. Но мечта провести дебаты на занятиях осталась.
#вопрос
Как вы выбрали занятие для проведения дебатов?
#ответ
Когда мне дали вести эту дисциплину, я поняла: это то что нужно и решила использовать дебаты для обсуждения темы альтернативных источников энергии. Ведь вокруг плюсов и минусов альтернативных источников энергии ходит много мифов и легенд. И если бы я их просто описывала, то это было бы только мое видение этого вопроса.

Я решила, что студенты могут сами, исследовав этот вопрос, принять для себя решение о том, на какой они стороне: "за" или "против" альтернативных источников энергии. Именно поэтому для обсуждения было выбрано пять тем, направленных на изучение альтернативных источников энергии, а также выявления положительных и отрицательных сторон в использовании данных видов энергии:

  • Солнечная энергия применима для России;
  • Применение энергии ветра заменит традиционные источники;
  • Преобразование энергии воды это экологично(ГЭС и ПЭС);
  • Биогаз в России не имеет успеха;
  • Атомная энергетика - это альтернативный вид энергии.
За пять занятий была охвачена вся теоретическая информация по дисциплине. Магистрантам второго года обучения было предложено выбрать заинтересовавшую их тему и занять позицию "утверждения" или "опровержения". В общей группе по заданной тематике находилось от 6 до 8 человек, а одну позицию могли занять от 3 до 4 человек. Всего в дебатах участвовало 33 человека.
#вопрос
Как было организовано занятие?
#ответ
На первой вводной лекции, помимо общей информации я рассказала правила дебатов, мы со студентами распределили темы и роли, определили тайминг выступлений.

В данной игре все студенты принимают участие и имеют свои роли. Основными действующими лицами являются сторона отрицания (О) и сторона утверждения (У), внутри которых есть спикеры, распределенные командой по своим умениям. Активная роль отводится судьям. В нашем случае это студенты, не участвовавшие в день дебатов в роли спикеров. Они заполняют специальный, подготовленный заранее протокол, в конце игры комментируют, насколько логичными и обоснованными были выступления участников (ITMO.Expert: подробнее об организации дебатов можно узнать здесь и здесь)

Помимо позиций отрицания или утверждения команды совместно готовили общие презентации по выбранной теме, регламент выступления был обозначен в 10 минут.

Следующий этап - этап выступления и проведение дебатов. Начинает дебаты первый спикер стороны утверждения (У1). На его речь отводится 10 минут, за которые он раскрывает тему, приводит доказательства, основываясь на домашних заготовках. За речью следует 5-минутный раунд перекрестных вопросов: спикер стороны отрицания (О2) задает вопросы У1 для уточнения информации и/или разрушения аргументации оппонента.

После спикера У1 выступает первый спикер стороны отрицания (О1), за которым следует раунд перекрестных вопросов, где второй спикер стороны утверждения (У2) задает вопросы О1. Регламент тот же: 10 минут на выступление первого спикера и 5 минут на перекрестные вопросы. Затем - перерыв 5 минут, во время которого команды могут обсуждать дальнейшие действия, анализировать свое выступление и выступление противоположной команды.

Во втором раунде выступает второй спикер стороны утверждения (У2), задача которого за 5 минут усилить позицию своей команды. Во время перекрестных вопросов за 3 минуты О1 задает выступающему уточняющие вопросы. Следующее выступление за стороной отрицания (О2), и вопросы ему задает спикер У1.

После перерыва начинается заключительный раунд, где третьи спикеры (У3, О3) по очереди выступают, обобщая свои аргументы, усиливая позиции и подводя итоги. На время всех выступлений выбирается тайм-кипер, это может быть ментор или преподаватель дисциплины, который следит за регламентом. В случае нарушения регламента тайм-кипер имеет право прервать выступление.

В заключение всей игры мы проводили рефлексию, обсуждение дебатов. Во время него каждая сторона дает конструктивную обратную связь соперникам и слушает мнение судей. На следующем занятии после обработки протоколов судей мы также подводили итоги предыдущего занятия и давали ту обратную связь, которую не озвучили ранее.

Хочу отметить, что мы дебаты проводили и в очном формате (все спикеры находились в аудитории), и в дистанционном (с каждым студентом была связь через платформу ZOOM), и в смешанном (часть участников была в аудитории, а часть в ZOOM). Было выявлено, что студентам-судьям было интереснее наблюдать за игрой в очном формате, находясь в аудитории, и выступающим-спикерам комфортнее было получать эмоциональную отдачу от соперников и судей при личном взаимодействии с ними.
#вопрос
Сколько времени потребовалось на подготовку занятия?
#ответ
На подготовку ушло не очень много времени. Во-первых, я уже была знакома с таким форматом ранее. Во-вторых, большую помощь мне оказала моя ментор Алена: она подготовила презентацию, мне же оставалось только отредактировать ее по необходимости.

Что касается студентов, то наш опрос включал и вопрос о времени подготовки: от 2 до 5 часов на подготовку общей презентации посвятили 46,2% студентов, 34,6% студентов провели за домашним заданием 1 час, и 19,2% более пяти часов готовили презентацию. Ровно половина студентов за 5 часов проанализировали и сформировали аргументы своей позиции, 46,2 % студентов готовили свои аргументы от 1 часа до 5, и всего лишь 3,8% уделили этому занятию час. В рамках модульной системы, когда один предмет длится две-три недели, это качественные результаты.
#вопрос
Участвовали ли студенты в подготовке занятия? Какие инструкции студенты получили для самостоятельной подготовки?
#ответ
Да, студенты участвовали в подготовке активно.

Обучающиеся совместно готовили общие презентации для позиции утверждения и отрицания по выбранной теме, в них отражались общие вопросы об альтернативных источниках энергии: устройство, применение, история и пр. Далее команды готовили каждый свою позицию: утверждения или отрицания. При этом я дала полную волю в выборе формата проведения: и у нас получился интерактив в интерактиве, были презентации в формате опроса, диалога, просмотра видео и пр.
Слайд презентации одной из команд, участвовавшей в дебатах
#вопрос
Сколько времени потребовалось на подготовку занятия?
#ответ
На подготовку ушло не очень много времени. Во-первых, я уже была знакома с таким форматом ранее. Во-вторых, большую помощь мне оказала моя ментор Алена: она подготовила презентацию, мне же оставалось только отредактировать ее по необходимости.

Что касается студентов, то наш опрос включал и вопрос о времени подготовки: от 2 до 5 часов на подготовку общей презентации посвятили 46,2% студентов, 34,6% студентов провели за домашним заданием 1 час, и 19,2% более пяти часов готовили презентацию. Ровно половина студентов за 5 часов проанализировали и сформировали аргументы своей позиции, 46,2 % студентов готовили свои аргументы от 1 часа до 5, и всего лишь 3,8% уделили этому занятию час. В рамках модульной системы, когда один предмет длится две-три недели, это качественные результаты.
#вопрос
Участвовали ли студенты в подготовке занятия? Какие инструкции студенты получили для самостоятельной подготовки?
#ответ
Да, студенты участвовали в подготовке активно.

Обучающиеся совместно готовили общие презентации для позиции утверждения и отрицания по выбранной теме, в них отражались общие вопросы об альтернативных источниках энергии: устройство, применение, история и пр. Далее команды готовили каждый свою позицию: утверждения или отрицания. При этом я дала полную волю в выборе формата проведения: и у нас получился интерактив в интерактиве, были презентации в формате опроса, диалога, просмотра видео и пр.
#вопрос
Какие ресурсы вы использовали для подготовки к занятию?
#ответ
Своего ментора :)

На самом деле ничего сверхъестественного: программы для создания презентаций (ITMO.Expert: Canva), google-документы для опроса, Zoom при онлайн-проведении занятий и т.п.
#вопрос
Что оказалось для вас самым интересным в таком формате занятия?
#ответ
Отклик студентов! И тот креатив, который они старались привнести в свои выступления!

Общее впечатление у студентов сложилось в положительном ключе. В отзывах были отмечены креативные выступления команд, толерантность и уважение к позиции соперников, интересный способ подачи материала, а также желание подготовить свою речь лучше на основе наблюдений за однокурсниками. Из 33 студентов, прошедших курс, ни один не участвовал ранее в дебатах, и посчитал данный опыт полезным.
#вопрос
Что оказалось самым сложным в подготовке и проведении такого занятия?
#ответ
Сложно было оценивать объективно. Как выступления команд, так и позицию.

Ведь надо было абстрагироваться от своих взглядов и оценивать именно аргументы, насколько они объективны и подтверждены фактами. А видя как ребята стараются, это становилось практически невозможно :)
#вопрос
Как вы оцениваете полученный вами опыт? Будете ли вы еще использовать дебаты на занятии?
#ответ
Мне очень понравилось! И мне очень понравилось, что студенты оценили такой формат. И я еще очень хочу проводить такие занятия! К сожалению, не везде их можно использовать и не для каждой дисциплины, но сейчас продумываю вариант дебатов как один из вариантов заключительного и развлекательного занятия в дисциплине "Оценка жизненного цикла", которую я веду несколько раз в год.

Также, на мой взгляд, дебаты идеально подходят для модульного обучения: интервалы подготовки практически одинаковые, одна тема глубоко изучается в короткое время и эти результаты презентуются группе. При этом оригинальность и нестандартный подход к лекциям варьируются самими обучающимися!
#вопрос
3 совета преподавателям, организующим дебаты на своем занятии:
#ответ
  1. Применять дебаты для проведения своей дисциплины! :)

  2. Не бояться обращаться за помощью. Могу поделиться презентацией с правилами проведения дебатов (ITMO.Expert: правила проведения дебатов). Также у нас есть клуб дебатов, я не успела к ним обратиться за помощью, но если у вас есть время, то можете с ними проконсультироваться.

  3. Не бояться таких новых форматов. Подумайте, где вы можете применить такой формат. Возможно, не на каждой паре, но, думаю, в каждой дисциплине есть такие вопросы, на тему которых можно подискутировать, рассмотреть всесторонне и выделить одно занятие для этих целей. Студенты это оценят, а вы получите дополнительный заряд энергии на новые свершения!

Вместе с этим материалом читают:
    Информация © 2020 Университет ИТМО
    Департамент образовательной деятельности
    Контакты
    Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322