На первой вводной лекции, помимо общей информации я рассказала правила дебатов, мы со студентами распределили темы и роли, определили тайминг выступлений.
В данной игре все студенты принимают участие и имеют свои роли. Основными действующими лицами являются сторона
отрицания (О) и сторона
утверждения (У), внутри которых есть
спикеры, распределенные командой по своим умениям. Активная роль отводится
судьям. В нашем случае это студенты, не участвовавшие в день дебатов в роли спикеров. Они заполняют специальный, подготовленный заранее протокол, в конце игры комментируют, насколько логичными и обоснованными были выступления участников
(ITMO.Expert: подробнее об организации дебатов можно узнать здесь и здесь) Помимо позиций отрицания или утверждения команды совместно готовили общие презентации по выбранной теме, регламент выступления был обозначен в 10 минут.
Следующий этап - этап выступления и проведение дебатов. Начинает дебаты
первый спикер стороны утверждения (У1). На его речь отводится 10 минут, за которые он раскрывает тему, приводит доказательства, основываясь на домашних заготовках. За речью следует 5-минутный раунд перекрестных вопросов:
спикер стороны отрицания (О2) задает вопросы
У1 для уточнения информации и/или разрушения аргументации оппонента.
После
спикера У1 выступает
первый спикер стороны отрицания (О1), за которым следует раунд перекрестных вопросов, где
второй спикер стороны утверждения (У2) задает вопросы
О1. Регламент тот же: 10 минут на выступление первого спикера и 5 минут на перекрестные вопросы. Затем - перерыв 5 минут, во время которого команды могут обсуждать дальнейшие действия, анализировать свое выступление и выступление противоположной команды.
Во втором раунде выступает
второй спикер стороны утверждения (У2), задача которого за 5 минут усилить позицию своей команды. Во время перекрестных вопросов за 3 минуты
О1 задает выступающему уточняющие вопросы. Следующее выступление за стороной отрицания
(О2), и вопросы ему задает
спикер У1.
После перерыва начинается заключительный раунд, где третьи спикеры
(У3, О3) по очереди выступают, обобщая свои аргументы, усиливая позиции и подводя итоги. На время всех выступлений выбирается
тайм-кипер, это может быть ментор или преподаватель дисциплины, который следит за регламентом. В случае нарушения регламента
тайм-кипер имеет право прервать выступление.
В заключение всей игры мы проводили рефлексию, обсуждение дебатов. Во время него каждая сторона дает конструктивную обратную связь соперникам и слушает мнение судей. На следующем занятии после обработки протоколов судей мы также подводили итоги предыдущего занятия и давали ту обратную связь, которую не озвучили ранее.
Хочу отметить, что мы дебаты проводили и в очном формате (все спикеры находились в аудитории), и в дистанционном (с каждым студентом была связь через платформу ZOOM), и в смешанном (часть участников была в аудитории, а часть в ZOOM). Было выявлено, что студентам-судьям было интереснее наблюдать за игрой в очном формате, находясь в аудитории, и выступающим-спикерам комфортнее было получать эмоциональную отдачу от соперников и судей при личном взаимодействии с ними.