Технологии и человеческий фактор в дистанционном обучении

Техника может работать со сбоями, но часто причиной этих сбоев становимся мы сами. Как снизить влияние человеческого фактора во время трансляции?
1. Преподаватели: точки роста

    Организация

    платформа: хорошо изучаем функции заранее; разрабатываем планы Б
    звук: обеспечиваем тишину в комнате; проверяем качество аппаратуры
    тайминг: начинаем/заканчиваем вовремя; не уделяем слишком много времени кому-то одному
    инструменты: используем умеренное количество разных фишек во время занятия.
    Контент

    • не затягиваем введение;
    • используем переходы между темами и резюмируем;
    • используем примеры и кейсы;
    • используем упражнения и интерактивы
    • не перебарщиваем с количеством информации и интерактивов.
    Коммуникация

    • как отвечать неправильно:
    - слишком много времени на один вопрос;
    - постоянно прерываться, для того чтобы ответить на все вопросы и отреагировать на все комментарии;
    - не отвечать на вопросы совсем

    • как отвечать правильно:
    - отвечать на вопросы порциями после очередного блока информации и/или в конце занятия;
    - работать с напарником, который будет отвечать на вопросы в чате;
    - для слишком объемных или сложных вопросов - ответы по почте после вебинара;

    • избегаем разговоров не по теме
    • задаем вопросы аудитории, которые действительно уместны и значимы
    • проверяем, понимают ли обучающиеся материал по ходу и в конце трансляции (опросы, тесты)
    • избегаем резкой критики слушателей.
    2. Студенты: как работать с "проблемными" типами обучающихся

      "Соня"

      Проблема: постоянно опаздывает, пропускает важную информацию, не понимает, что нужно делать, отнимает время преподавателя.

      Решение: установите правило с обучающимися - начинать подключение к вебинару за 15 минут до назначенного времени, чтобы успеть запустить приложение и протестировать аудио и видео до начала вебинара.
      "Клоун"

      Проблема: вместо того, чтобы принимать участие в вебинаре, отправляет приватные сообщения другим обучающимся; упражняется в остроумии, ведет себя неуместно.

      Решение: следует с самого начала обсудить с обучающимися правила поведения во время вебинара, а также санкции, которые могут последовать; также в начале каждого занятия необходимо излагать план вебинара, чтобы обучающиеся представляли себе последовательность заданий и сразу настраивались на работу.
      "Призрак"

      Проблема: подключается к вебинарной комнате, но не принимает участия ни в каких активностях.

      Решение: обратите внимание на пассивного участника, чтобы он знал, что он не остался незамеченным; можно задать вопрос: "Я вижу вы не участвуете. Может быть, у вас что-то не получается? Я могу вам помочь?"; опрашивайте студентов в случайном порядке, используя список участников в чате, для того чтобы они видели, что вам не безразлично, слушают они вас или нет.
      "Ворчун"

      Проблема: постоянно чем-то недоволен по ходу занятия; концентрируется на ошибках и сбоях; отвлекает преподавателя и демотивирует остальных студентов; создает нерабочую атмосферу.

      Решение: попросите "ворчуна" дать обратную связь в конце занятия; объясните, как делать отзыв в конструктивном формате, отмечая не только минусы, но и плюсы.
      "Деловой"

      Проблема: подключается к вебинарной комнате, но постоянно отвлекается на телефон, почту, Интернет-серфинг, домашние дела и т.д.

      Решение: обговорите с обучающимися правила поведения во время вебинара и постройте свое занятие такие образом, чтобы через каждые 4 минуты вебинара они принимали участие в той или активности и меньше отвлекались на другие дела.
      3. Злоумышленники: как обезопасить виртуальную комнату

      К сожалению, некоторые участники вебинара могут оказаться пранкерами, которые под видом слушателей вторгаются в виртуальную комнату, где проходит занятие, и срывают трансляцию самыми разными способами. Так как злоумышленник может перехватить управление комнатой, проще и быстрее завершить вебинар и выслать участникам новую ссылку.

      Подобные срывы видео-конференций и вебинаров - не редкость за рубежом, а теперь в связи с массовым переходом российских образовательных учреждений на дистанционное обучение данное явление распространяется и у нас.
        Для того чтобы виртуальную комнату не захватили хулиганы, следует соблюдать следующие меры предосторожности:

        • Создавайте вебинары, защищенные паролем.
        • Не публикуйте ссылки на мероприятия в открытых источниках.
        • Изучите настройки платформы: убедитесь, что только организатор вебинара может демонстрировать экран, а также использовать другие функции (передача файлов, рисование, использование пользовательских фонов, написание приватных сообщений).
          Источники:

          Pluth, B. (2010) Webinars with WOW factor.

          Соболева, И., Ефимова, М. Пранкеры против онлайн-уроков. Как сделать безопасной учебу на дому. URL: https://www.m24.ru/articles/obshchestvo/08042020/156592

          Lorenz, T. How to Keep 'Zoombombers' Out of Your Meetings. URL: https://www.nytimes.com/2020/04/07/style/zoom-security-tips.html
            Вместе с этим материалом читают:
              Информация © 2020 Университет ИТМО
              Департамент образовательной деятельности
              Контакты
              Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322