Добросовестность в любых условиях помогает добиться нужного результата

На вопросы ITMO.Distant ответила Краева Лариса Борисовна, к.ф.н., старший преподаватель ФТМИ.
Лариса Борисовна, насколько уверенно Вы чувствуете себя в дистанте?

Довольно уверенно. Я давно преподаю. С 2008 года пользуюсь AcademicNT, стараюсь использовать возможности системы. Все задания загружаю туда. Держу связь со студентами, работаю со старостами. При этом, конечно, курс пришлось трансформировать под дистанционный формат.

Каким образом Вам пришлось трансформировать курс под дистанционный формат?

Я преподаю философию. Лекции раньше готовила и читала по хронологическому принципу, но теперь всю подготовку к лекциям сделала по тематическому принципу, как ответы на вопросы к экзамену. Принцип организации лекций поменяла для того, чтобы студенты могли понимать, какую тему реферата выбрать на экзамен. Раньше экзамен проводился по билетам (в билете – два вопроса), но дистанционно справедливее организовать экзамен как защиту реферата. В дистанте этот формат, на мой взгляд, более приемлемый: студенты работают с литературой, делают выводы, погружены в процесс, защищают свою работу. Экзамен по билетам лучше проводить в аудитории, когда в полной мере можно контролировать ситуацию.

Соответственно, практические занятия тоже организовала по другому принципу – раньше были тематические с устными докладами, теперь – по хронологии с письменными ответами на вопросы. Задания размещала через AcademicNT с указанием сроков сдачи. Для практических занятий разработала практикумы для коллективной работы, индивидуальные задачи, устные опросы. Задания для подготовки к контрольным тоже размещала через AcademicNT.

Т.е. программа построена таким образом, чтобы держать студентов в тонусе. У них довольно много заданий, много возможностей заработать баллы. Баллы за «личностные качества» получают только те студенты, у которых сданы все индивидуальные задания, коллективные практикумы, тесты ЦДО и контрольные работы. К моменту экзамена многие уже набрали достаточное количество баллов, чтобы быть аттестованными по курсу. Желающим заработать более высокую оценку предлагается подготовить реферат и защитить его на экзамене.

У меня есть методички для проведения лекционных и практических занятий. Этот материал разделила на фрагменты, что-то переделала, дополнила вопросами и в том числе на этой базе построила работу со студентами.

Как Вы проводили устный опрос дистанционно?

Устный опрос – один из форматов контрольной работы. Такой формат работы направлен на обобщение и закрепление пройденного материала, его систематизацию. За это студенты могли заработать баллы в преддверии экзамена. Участвовать в опросе они могли по желанию.

Студенту предлагалось выполнить пять заданий в режиме «вопрос – ответ»: установить соответствие (например, философы и направления, философы и их произведения), определить философа по цитате, продолжить фразу из произведения, выполнить задание со звездочкой – вопрос на понимание (если студент не справляется с заданием, то вопрос формулируется по-другому, в облегченном варианте, но студент за правильный ответ на такой вопрос получает меньше баллов).

Среди преимуществ данного формата работы можно отметить то, что он интересен студентам, направлен на закрепление и систематизацию пройденного материала (при этом обучающиеся, наблюдающие со стороны, также повторяют пройденный материал, занимаются самопроверкой), студенты получают мгновенную обратную связь, развернутый комментарий в случае неправильного ответа или ответа с погрешностями, понимают, где нужно повторить.

К недостаткам данного формата работы можно отнести то, что его оптимально проводить в небольших группах, а также нужно много вариантов заданий, чтобы они не повторялись.

    3 совета для начинающих работу в дистанте:
      Мне кажется, вне зависимости от ситуации (дистант или работа в аудитории), базовый принцип – это добросовестность. Я имею в виду добросовестность по отношению к материалу, к студентам, их работе.
        1
        Добросовестность по отношению к материалу. Стараюсь всегда тщательно готовиться к занятиям. В этот период приходилось иногда круглыми сутками сидеть за компьютером, чтобы построить работу со студентами в дистанте должным образом.
        2
        Добросовестность по отношению к студентам. Стараюсь заинтересовать студентов, чтобы мой «общеобразовательный» предмет они изучали с удовольствием. Может, не со всеми студентами это удается, но всегда к этому стремлюсь.

        Стараюсь быть со студентами максимально на связи. У меня такая позиция – все со мной могут общаться, не только старосты. Считаю, если есть запрос, нужно обязательно ответить. Отвечаю студентам при любых обстоятельствах, чаще всего не проходит и полудня. Если вдруг случается, что сразу проверить что-то не получается, так студенту и пишу и обязательно сообщаю, когда смогу дать обратную связь по заданию. Студенты это ценят, постоянное взаимодействие стимулирует их на активную работу.
        3
        Добросовестность по отношению к работе студентов. Считаю важным все присланные на проверку задания проверить в ближайшее время и объяснить им, в чем ошиблись (если ошиблись), и сколько баллов полагается за это задание, сколько поставлю за конкретное задание, тогда контакт со студентами поддерживается постоянно, несмотря на дистанционное обучение.

        Стараюсь терпимо относиться к ошибкам студентов, т.к. считаю, что на ошибках мы учимся. Если ошибку мы не сделали и не исправили ее, то, может быть, и не научились бы. Всегда даю студентам развернутую обратную связь по выполненным заданиям, часто пишу очень подробно разными цветами и шрифтами, стараясь задействовать их ассоциативную память.
        Какие еще инструменты и как Вы используете?

        Дополнительным ресурсом стал «Вконтакте». Студентам там легче спросить, у меня со старостами там постоянное взаимодействие. Еще на стене «Вконтакте» удобно размещать дополнительные материалы (аудиокниги, графические схемы, видеоматериалы) в ответ на конкретные вопросы от студентов, если что-то им нужно было уточнить при подготовке к коллективным практикумам.

        В целом я приветствую альтернативные источники (в том числе онлайн-курсы) вне того материала, который даю я, например, для подготовки к практикумам по вопросам для самостоятельного изучения.

        Что из опыта дистанта будете использовать после карантина?

        Буду больше работать над визуализацией материала, работе с презентациями. Раньше считала, что главное – хорошо объяснить, сейчас поняла, что это нужно продолжать делать в сочетании с хорошей визуализацией.

        В целом этот опыт, конечно, сделает нас сильнее. Преподаватель – вечный ученик, я все время учусь, что-то совершенствую, готовлюсь, чтобы достичь со студентами максимального взаимопонимания.
          Вместе с этим материалом читают:
            Информация © 2020 Университет ИТМО
            Департамент образовательной деятельности
            Контакты
            Отдел образовательных технологий, телефон 457-18-60, email distant@itmo.ru, адрес Кронверкский пр., 49, каб. 322