Модульное обучение
в рамках дисциплины

Как модульное обучение может помочь преподавателю? Модульный формат — почти идеальное решение для создания индивидуального опыта обучения для разных студентов. В рамках модульного формата студент может двигаться со своей скоростью и выбирать комфортный для себя уровень.

Важная ремарка: существует несколько подходов к определению и организации модульного обучения. В Университете ИТМО на образовательных программах магистратуры с 2020 года реализуется модульный формат, который в некоторых аспектах может отличаться от описываемых в исследовательской литературе конкретных кейсов.

Данная статья разбирает то, как преподаватель может использовать модульный формат в своей дисциплине: как организовать материал и знания в логичные модули, помогающие студенту усвоить изучаемое.

Что такое модульное обучение?
Как мы уже отмечали, к определению модуля можно подходить по-разному. Одна из возможных трактовок состоит в рассмотрении модуля как самостоятельного, независимого блока, который состоит из серии спланированных обучающих мероприятий и активностей. В идеальном мире модуль создан таким образом, чтобы помогать студентам достигать грамотно сформулированных на старте образовательных целей [Goldschmid, B., & Goldschmid, M. L. (1973). Modular instruction in higher education: A review. Higher Education, 2, 15–32].

Таким образом, модульным обучением может быть названо обучение, которое частично или полностью состоит из различных модулей.
Как выглядит структура модуля? В своей работе Лоуренс Фрэйли и его коллеги предложили следующую структуру модуля [Fraley, L. E., & Ernest Vargas, E. A. (1976). Modular Instruction: Its Structure, Operation, and Implications. Journal of Technical Writing and Communication, 6(1), 57–70]:
  • Претест (для определения уровня обучающегося).
  • Обучающие мероприятия и активности (задания, проекты, лекции, иные события).
  • Посттест (для оценки уровня обучающегося по завершении модуля).
События 2 и 3 выбираются на основе опыта или специализации студента (например, задание на математические вычисления могут выполняться с учетом контекста основной образовательной программы обучающегося: знания сразу могут быть адаптированы к специализации). События 4.1, 4.2 и 4.3 — это версии одного обучающего компонента модуля, они различаются уровнем подготовки обучающихся (например, кто-то уже очень хорошо разобрался в теме и может выполнить задание высокой сложности, а кому-то требуется больше практики). Разумеется, в рамках одного модуля может быть больше 4 обучающих событий.
Основные характеристики модульного обучения
Модульное обучение в рамках конкретной дисциплины может предоставить преподавателю и обучающимся широкие возможности для построения персонализированного учебного процесса. За счет заложенной вариабельности такой формат обеспечит возможности для студента двигаться в своем темпе, а также выбирать близкое учебное направление/тему. Модульный подход к организации дисциплины также поможет отслеживать сильные и слабые стороны обучающегося, поможет мониторить усвоение материала, за счет повторения материала в таком подходе проще проводить ревизию усвоенных знаний.

Когда одна дисциплина организована как серия модулей, такая система дает больше мобильности для студентов с разным уровнем знаний, помогает преподавателю лучше контролировать результаты каждого студента. Например, если студент уже очень хорошо знаком с базовым модулем по какой-то теме, он может перейти к более интенсивным темам без вреда для общего процесса.

Путь обучающегося в модульном обучении
Как модули могут соединяться внутри дисциплины и как может выглядеть общая организация учебного процесса?
Перед началом реализации модуля внутри дисциплины проводится тест для оценки знаний обучающихся и общего понимания темы.
На основе результатов теста преподаватель может рекомендовать обучающемуся:
  • пройти дополнительный инструктаж, изучить дополнительные материалы перед тем, как приступить к изучению модуля, после чего можно приступать к модулю;
  • сразу приступать к изучению модуля;
  • пропустить модуль и перейти к претесту для следующего модуля.
После изучения модуля каждый обучающийся снова проходит тест (посттест) для оценки результатов освоения материала.

На основании результатов теста преподаватель может рекомендовать:
  • дополнительно изучить какие-то отдельные темы, после чего снова пройти заключительный тест;
  • пройти дополнительный инструктаж и снова изучить материалы всего модуля, после чего снова выполнить завершающий тест;
  • снова изучить материалы всего модуля и выполнить завершающий тест;
  • перейти к предварительному тестированию для следующего модуля.

Внедрение модульного обучения: преимущества и недостатки
Модульный формат дисциплины может быть эффективным инструментом, но все же не является панацеей для решения всех современных вопросов образовательного процесса. Важно помнить, что такой формат имеет как преимущества, так и недостатки [Sejpal, K. (2013). Modular Method of teaching. International Journal for Research in Education, 2(2)].


Преимущества модульного формата:
  • Процесс обучения становится более эффективным.
  • Оценивание становится более комплексным: устойчивый мониторинг результатов обучения говорит о процессе больше, чем просто числовые оценки.
  • Модульный формат может быть комфортно встроен студентом в свой график.
  • Модули можно адаптировать для учебных групп разного масштаба.
  • Модули достаточно гибки во внедрении: для их реализации можно использовать широкий спектр инструментов и образовательных возможностей.
  • Модули могут быть наиболее комфортны для более «продвинутых» студентов (например, для обучающихся программ магистратуры).
  • Модульный формат дисциплины дает обучающемуся больше контроля и самостоятельности в освоении материала.
  • Больше возможностей для независимого и автономного обучения студентов.

Недостатки модульного формата:
  • Подойдут не для всех учебных групп: менее опытные обучающиеся могут столкнуться с большим непониманием процесса.
  • Модульный формат более требователен к оснащению учебных аудиторий, так как предполагает определенную (хоть и не постоянную) нелинейность освоения материалов.
  • Такой формат требует серьезных навыков самоорганизации и дисциплины от обучающихся.
  • Переход от более пассивного формата дисциплины к модульному (очень активному, предполагающему высокий уровень проактивности у студентов) может сопровождаться организационными сложностями.
  • Модульная дисциплина потребует от преподавателя значительно больше времени на подготовку и проработку всех внутренних процессов, а также подготовку всех необходимых материалов.
  • В модульной дисциплине немного меняется роль преподавателя: от источника всех знаний по дисциплине он переходит скорее к роли наставника, направляющего обучающихся на их самостоятельном пути.
  • Модульный формат предполагает широкие возможности для персонализации учебного процесса, что может привести к ситуации, где внутри одной группы уровень знаний будет сильно различаться. Такой контекст может наложить серьезные сложности на организацию и проведение занятий.
Вместе с этим материалом читают:
    Правила использования информации в доменной зоне itmo.ru
    Политика по обработке Персональных данных
    Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
    «Национальный исследовательский университет ИТМО»
    197101, г. Санкт-Петербург, Кронверкский проспект, д. 49 лит. А
    ИНН 7813045547
    ОГРН 1027806868154
    Информация © 1993–2024 Университет ИТМО
    Отдел образовательных технологий,
    Телефон: 457-18-60
    email: expert@itmo.ru
    Адрес: Кронверкский пр., 49, каб. 322