Проектно-ориентированное обучение представляет собой особый подход к образовательному процессу, который предполагает активное участие студентов в решении конкретных задач, и способствует развитию самостоятельности, критического мышления и сотрудничества.
Проектно-ориентированное обучение начинается с задания, предусматривающего выполнение одной или нескольких задач, которые приводят к созданию конечного продукта — «артефакта». Он отображает результат изменений в понимании (инсайты) и отношение студентов к исследуемому вопросу. Часто представлен в виде конструкции, модели, видео, фотографии, устройства или компьютерного моделирования [Kokotsaki et al., 2016; Krajcik J. S. & Blumenfeld P. C, 2005]. Завершение проекта обычно представляет собой письменный и/или устный отчет, в котором обобщается процедура создания продукта и представляется результат (Prince & Felder,
2006).Основные принципы проектно-ориентированного обученияУчет контекста: процесс обучения строится на основе реальных проблем и вопросов, которые возникают в практической деятельности. Это позволяет студентам получить полноценный учебный опыт.Активное участие: студенты активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно ставят цели, планируют и организуют свою работу.Сотрудничество: студенты достигают своих целей через социальные взаимодействия и обмен знаниями.Преимущества проектно-ориентированного обучения (Kokotsaki et al., 2016):- способствует развитию навыков самостоятельного обучения;
- формирует концептуальные знания студентов в рамках системного процесса документирования и рефлексии обучения;
- стимулирует внутреннюю мотивацию через возможность выбора и самостоятельного определения целей;
- развивает навыки сотрудничества и командной работы.
Основные элементы проектно-ориентированного обученияВ статье Крайчик и Блюменфельд (2005) выделяют несколько основных элементов проектно-ориентированного обучения, и связанные с ними возможные сложности.
Элемент 1. Основополагающие вопросы (driving questions)Основополагающие вопросы должны быть:
- Реалистичными (студенты могут провести исследование и найти ответ).
- Целесообразными (содержат богатый научный контент, относящийся к тому, чем на самом деле занимаются ученые).
- Контекстуализированными (вопрос актуален, нетривиален и важен).
- Содержательными (вопросы интересны и увлекательны для студентов).
- Этичными (не вредят отдельным личностям, организмам или окружающей среде).
Примеры основополагающих вопросов в научном образовании из статьи:- Как машины помогают людям строить большие вещи?
- Какого качества вода в нашей реке?
- Могут ли хорошие друзья меня заразить? (задавался во время курса по микробиологии и болезням, чтобы способствовать обсуждению последствий СПИДа).
На что следует обратить внимание:- Вопрос может быть составлен или выбран как преподавателем, так и самим студентом. Вопросы, выбранные студентами, более значимы для них. Однако авторы отмечают, что студенты часто не могут сформулировать вопрос, который бы соответствовал всем необходимым характеристикам (Krajcik & Blumenfeld, 2005). Авторы предлагают преподавателям создавать проектные вопросы в сотрудничестве со студентами, а также позволять студентам исследовать дополнительные вопросы.
- Одна из проблем, с которой сталкиваются преподаватели, — студенты иногда не видят ценности основополагающего вопроса. Авторы предлагают использовать закрепляющий опыт (anchoring experience), чтобы решить эту проблему. В основном это означает предоставление истории или контекста вопроса.
Элемент 2. Обучение через исследование контекста (situated inquiry)В рамках естественно-научного образования обучение должно отражать реальные научные процессы, то есть студенты должны быть активно вовлечены в научное исследование — формулировать гипотезы, проводить наблюдения, собирать, анализировать и интерпретировать данные.
Авторы приводят следующие примеры подхода к обучению через исследование контекста (situated inquiry):
- В проекте «Какого качества вода в нашей реке» студенты проводили различные тесты для определения качества воды.
- В проекте «Могут ли хорошие друзья меня заразить?» студенты разрабатывали и проводили исследования, чтобы изучить разнообразные вопросы, связанные с ростом бактерий.
На что следует обратить внимание:
- Студенты могут испытывать трудности при проведении научных исследований, так как не имеют достаточного научного опыта. Авторы статьи предлагают преподавателям сначала смоделировать процесс исследования с возможностью для студентов предложить свои идеи. После этого студенты могут применить предложенные методы и подходы для проведения своих собственных исследований.
- Студентам иногда трудно найти научные объяснения своим выводам или сформулировать их для дальнейшей защиты. Для решения этой проблемы авторы статьи предлагают, помимо объяснений преподавателей о том, как развивать умение рассуждать, использовать структуру объяснения, которая состоит из трех основных компонентов:
- гипотеза об изучаемом явлении;
- доказательства с применением научных данных для подтверждения гипотезы;
- обоснование, связывающее гипотезу и доказательства вместе.
Элемент 3. СотрудничествоСтуденты сотрудничают и кооперируются со своими однокурсниками и преподавателями: пишут объяснения, задают вопросы, разбираются в информации, обсуждают данные, презентуют результаты. Во время этих процессов студенты формируют совместное понимание научных явлений.
Что следует учитывать:
- Студенты не всегда склонны к совместной работе. Пример того, как облегчить такое взаимодействие: сначала попросить студентов записать свои идеи, а затем сравнить свои заметки в паре / группе.
- Студенты привыкли к занятиям, на которых преподаватели просто говорят им правильный ответ, не заставляя находить его самостоятельно. В результате такие студенты могут не воспринимать работу в группе всерьез. Чтобы решить эту проблему, авторы предлагают включать совместные обучающие мероприятия в образовательный процесс как можно чаще, чтобы студенты привыкли к такому виду деятельности.
Элемент 4. Создание артефактовСтуденты учатся более эффективно, когда создают конкретный артефакт в процессе обучения (Krajcik & Blumenfeld 2005). Это могут быть физические/компьютерные модели, отчеты, видеоматериалы, чертежи, игры, веб-сайты или компьютерные программы.
Создание артефактов помогает:
- Достичь более глубокого понимания основных изучаемых концепций и идей.
- Лучше понять основные концепции. Согласно Krajcik & Blumenfeld (2005), обучение происходит нелинейно, требуется время, чтобы связать и понять различные аспекты изучаемых концепций. Создание артефакта на протяжении всего курса помогает студентам постепенно и последовательно раскрывать идеи. В то же время с помощью артефактов преподаватель может оценить когнитивные результаты более высокого уровня (постановка вопроса, разработка исследования, сбор и интерпретация данных).
- Получить обратную связь. Другие люди (однокурсники, преподаватели, родители и т.д.) могут посмотреть и оценить артефакты, что помогает увидеть сильные и слабые стороны проекта. Это способствует дальнейшему улучшению понимания изучаемых концепций и идей.