EduToolkit
Toolkit — библиотека инструментов и авторских образовательных решений от преподавателей ИТМО
EduToolkit — это новый образовательный проект ITMO/Expert, который работает на задачи стратегического проекта "Очень персонифицированное образование, основанное на ценностях" - тиражирование лучших практик цифровой педагогики, формирование системы экспорта образования через образовательные технологии.

Мы убеждены, что неклассический подход к решению задач позволяет ИТМО выходить на лидерский уровень не только в науке, но и в образовании, находить передовые решения, не бояться экспериментов и смелых идей. Это становится уже обязательным для нашего быстроменяющегося мира, в котором привычные схемы и инструкции не работают так эффективно, как раньше.

Цель EduToolkit можно вписать в пришедшую из бизнеса (мы все-таки научно-образовательная корпорация) концепцию «Run-Change-Disrupt», в которой
  • Run — это ежедневный труд преподавателей, обеспечивающих учебный процесс в вузе.
  • Change — это взаимодействие преподавателей с административными подразделениями ИТМО, позволяющее непрерывно улучшать образовательные программы, повышать квалификацию, быть в курсе новых методик и технологий. В частности, это одно из направлений деятельности ITMO/Expert.
  • Disrupt же — это про прорывные идеи и решения, про креативных людей, которые однажды сказали «А что если сделать все совсем по-другому?» …и сделали.
E
d
u
t
o
o
l
k
i
t

Зачем нужен EduToolkit?

  • Рассказать о лучших авторских методиках, образовательных проектах и продуктах ИТМО
    1
  • Показать, как трудности, препятствия и кризисы можно преобразовать в инновационные решения
    2
  • Стимулировать профессиональное развитие и творчество преподавателей
    3
Инструментарий
Здесь мы описываем образовательные и цифровые технологии, составляем инструкции и тематические хендбуки
Создание контента
Visme
Visme - сервис для быстрого создания красивого контента. Большое количество шаблонов от дизайнеров помогут вам легко создать эстетичное оформление для своей идеи
Coggle
Coggle.it - онлайн-сервис, позволяющий создавать интеллект-карты
Infogram
Infogram — сервис для создания красивой инфографики в формате отчёта, презентации, дашборда или постера
AhaSlides
AhaSlides — это платформа, которая поможет вам создавать интерактивные презентации с опросами, облаком слов, открытыми вопросами и другими типами слайдов
Создания квизов и опросов
Socrative
Socrative — это онлайн-сервис для проведения викторин, космических гонок на занятиях в учебных заведениях
Plickers
Plickers — это бесплатное удобное приложение для молниеносной оценки знаний студентов прямо на занятии
Организация работы студентов
Perusall
Perusall ­─ это сервис, который помогает организовывать групповую работу с документами и автоматически оценивать активность студентов
Discord
Discord — это популярное приложение для общения. Оно сочетает в себе текстовый чат, голосовое общение и видеоконференции
Хранение и систематизация материалов
Telegram
Telegram - больше, чем мессенджер.
О канале, группе и группе с темами - в нашей статье
Moodle
Moodle — бесплатная система электронного обучения. Через нее вы можете создавать свои курсы с материалами и хранить их в одном месте
Notion
Notion позволяет получать доступ к материалам, создавать и редактировать записи с разных устройств, не ограничивая учебное пространство
Хендбук «Наставничество как вид лидерства»
Все материалы четвертого летнего онлайн-интенсива в удобном формате
Хендбуки
Образовательные технологии
Модульное обучение в рамках дисциплины
Лабораторная работа в STE-образовании (science, technology, engineering)
Автономное, независимое, самонаправленное обучение
Проектно-ориентированное обучение
Оценка знаний
Кейс-обучение
Геймификация
Инструменты ИИ
LearningStudioAI
Инструмент на базе искусственного интеллекта, предназначенный для быстрого создания курсов.
YandexGPT
Нейросеть YandexGPT кратко перескажет видео на YouTube, статьи и тексты
Цифровые инструменты тайм-менеджмента
Инструменты для структурирования задач, планирования и анализа затрачиваемого на работу времени
Другие инструменты

Кейсы

Лучшие практики преподавателей Университета ИТМО

ИРИНА Тимофеева, ЕЛЕНА Быковская
Проект посвящен вопросам устойчивого развития и осознанного потребления как образа жизни; возможностям личного вклада каждого в создание системы взвешенного взаимодействия с окружающими нас вещами и процессами.
Яна Музыченко, Валерия Лимонова
Разработка и реализация персонифицированных курсов Soft Skills, интегрированных в проектную деятельность, в рамках курса общей физики у студентов физического факультета.
Антон Бойцев
Масштабируемая практика организации университетской дисциплины в сложных условиях — на примере углубленного курса математического анализа.
Дмитрий Синев, Юлия Миронова, Максим Радаев, Екатерина Авилова
Cерия коротких встреч со спикерами из науки и индустрии, построенных как живой диалог о профориентации и карьерных возможностях
Дмитрий Ботов
AI Talent Hub – совместная онлайн-магистратура ИТМО и Napoleon IT, а также крупнейшее комьюнити специалистов по машинному обучению.
Алёна Воробьёва, Виктория Корытова, Валерия Парчутова
Активное обучение способствуют погружению в непрофильную дисциплину, что помогает уйти от стереотипа студентов о том, что непрофильные предметы неинтересные и не обязательные.
Антон Пермяков, Данил Ткаченко
Это комплексная адаптационная система успешного освоения сложной практико-ориентированной дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для первокурсников.
Екатерина Тюрикова
Проект посвящен организации и построению системы оценивания сложной технической дисциплины с курсовым проектом «Надежность приборов и систем» для магистрантов-инженеров второго года обучения.
Дина Левина, Александра Никитина, Марьям Рейхани, Александра Шпарберг
Курс представляет собой интенсивную программу для специалистов, которые хотят начать преподавать свои дисциплины на английском языке.
Скоро здесь появятся новые практики!
доцент НОЦ математики и Высшей школы цифровой культуры Университета ИТМО
Антон Бойцев
ИТМОтан
Масштабируемая практика организации университетской дисциплины в сложных условиях — на примере углубленного курса математического анализа.
О проекте
Освоение дисциплин математического цикла является фундаментальным для многих направлений подготовки — программирования, инфохимии, информационной безопасности и других. Логичным решением кажется соединить направления подготовки и учить всех вместе, оптимизировав процесс, но тогда осваивать материал будут группы разного профиля и разного уровня, что является нетривиальной задачей для преподавателя. В таких условиях часто имеет место «разрыв связи» между лекторами и практиками, падение посещаемости, а следом и успеваемости.
Предпосылки появления проекта
Изменение условий вынуждает менять и менеджмент реализации дисциплины, причем не в каком-то отдельном аспекте, а комплексно. В качестве такого решения «ИТМОтан» предлагает создание экосистемы из следующих компонентов:

1. Внедрение цифровых решений. Чтобы обеспечить связность и непрерывность обучения, используются несколько сервисов. На Youtube размещаются записи лекций и практик, чтобы можно было посмотреть пропущенную тему или повторить сложную. В Notion — систематизированный интерактивный конспект, в Google Classroom — дополнительные материалы и порядок оценивания, в Telegram организовано пространство для общения, вопросов и уточнений, дополнительных материалов и объявлений.

2. Внедрение управленческих решений. Для эффективного обучения очень важно сотрудничество всех сторон и организация единого для студентов разных факультетов пространства для общения. Это дает им возможность задавать вопросы, подсказывать, обмениваться опытом. Со временем активные студенты получают возможность спланировать и провести занятие частично или целиком, индивидуально или собрав небольшую команду. Так реализуется технология взаимного обучения. Кроме того, студенты участвуют в создании учебных материалов и приеме коллоквиумов.

Что касается команды, то она состоит из преподавателей с разным опытом, это обеспечивает развитие начинающих специалистов. Четкость, прозрачность и прописанная структура организации дисциплины позволяет команде договариваться и иметь общее видение процесса и результата. Наконец, диверсифицированная команда может готовить и проводить разные лабораторные под разные направления подготовки.

3. Открытость к экспериментальным форматам. Хорошо структурированный учебный процесс не отменяет свободу в выборе неклассических методик и инструментов преподавания. В рамках проекта привычные виды деятельности на занятиях были реализованы в новых форматах: экзамен в форме доклада, «Своя игра» для практик и «Змейка» для решения интегралов и другие.
Содержание
  • позволяет масштабировать преподавание дисциплины без потери качества обучения;
  • позволяет смешанной команде преподавателей синхронизировать порядок и темп освоения материала;
  • улучшает успеваемость студентов, уменьшая количество оставшихся на ПА и ППА;
  • вовлекает студентов в процесс преподавания через участие в реализации дисциплины (доработке материалов, проверке работ);
  • развивает профессиональные компетенции начинающих преподавателей в команде.
Какие задачи решает проект?
Успешность проекта измеряется в нескольких направлениях — ощутимо повысилась успеваемость студентов, средняя удовлетворенность реализацией дисциплины составила 2,96 из 3 (56 респондентов). Было проведено исследование о цифровых сервисах в обучении на основе глубинных интервью, которое показало эффективность и полезность использования цифровых сервисов для разных категорий студентов.
Результаты
Практика масштабируема и не имеет строгой привязки к дисциплинам именно математического цикла, но, вероятно, более эффективна в естественнонаучном профиле. Используемые цифровые ресурсы не имеют каких-то существенных ограничений по удобству использования в зависимости от количества обучающихся (100 или 1000 пользователей для Youtube, Telegram или Notion несущественно). Реализация дисциплины в подобном формате продолжается.
Планы на будущее
Проект-победитель 3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023).

В подготовке и реализации принимали участие:
Магазенков Егор Николаевич, Трифанова Екатерина Станиславовна, Попов Арсений Михайлович
заместитель декана физического факультета
Яна Музыченко
Объединяя Hard и Soft
Персонифицированные курсы Soft Skills, интегрированные в проектную деятельность в рамках курса общей физики у студентов физического факультета.
О проекте
«Мягкие навыки» – обязательная часть профессиональной подготовки студента ИТМО вне зависимости от специальности. Однако включение их в образовательный процесс технических направлений подготовки на постоянной основе вызвало неоднозначную реакцию обучающихся — многие не видели связи дисциплин Soft Skills непосредственно с их профессией, считали их излишней нагрузкой, а также говорили о недостаточной академичности преподавания (слишком много интерактивных заданий, групповой работы, геймификации). Подобная предвзятость сильно влияла на мотивацию к обучению и мешала гармоничному развитию навыков.
Предпосылки появления проекта
Проектная деятельность студентов уже реализовывалась на Физтехе с первого курса, но преподаватели, курирующие процесс, не могли охватить помимо содержательных компонентов проекта, еще и те, которые лежат в области коммуникации и менеджмента. Поэтому была начала разработка блока дисциплин по «мягким навыкам».

Чтобы объединить две настолько неблизкие сферы, необходимо было найти точки соприкосновения. Сначала были проведены исследования и выявлен запрос в отношении первого семестра, в котором студенты только знакомятся с проектной работой, — как определить свои сильные стороны, собрать команду и распределить роли? Далее в ходе подготовки проекта приоритеты и необходимые компетенции сменяют друг друга. Так, во втором семестре на первый план выходят навыки публичного выступления, в третьем — тонкости коммуникации, переговоров и так далее. Семестр за семестром команда собирала аналитику по продуктивности и обратную связь, совершенствуя процесс на основе полученных данных, пока в качестве итога не получился курс из 5 семестров дисциплин soft skills, спроектированный с учетом потребностей именно студентов физтеха.

Работая над проектами, студенты изучали и физику, и soft skills, сразу же применяли их на практике, получали итоговый продукт или исследование, а также оценку сразу по двум дисциплинам.
Содержание
  • показывает на практике, где и как можно применять мягкие навыки в учебе и в профессии;
  • реагирует на запрос студентов из обратной связи и дает им дополнительную мотивацию к обучению;
  • помогает интегрировать проектную деятельность в образовательную среду физического факультета и достигать хороших результатов;
  • стимулирует участие студентов в различных конкурсах научных проектов;
  • повышает качество образования за счет междисциплинарного подхода.
Какие задачи решает проект?
  • разработана система из пяти (по числу семестров) Soft Skills-курсов, адаптированных для интеграции в проектную деятельность по физике;
  • организовано взаимодействие разных подразделений университета и большой команды сотрудников (физический факультет, блок Soft Skills, сотрудники Лаборатории академического письма, Юридического управления, Центра карьеры);
  • удалось преодолеть среди физиков предубеждение по отношению к Soft Skills, повысилась мотивация и заинтересованность в изучении курсов, а главное – появилось понимание, как применять все навыки на практике;
  • значимо повысились soft skills-компетенции студентов в сравнении с предыдущими годами, это отражается на результатах проектов, качестве публичных защит, в письменной деловой коммуникации;
  • студенты, получившие успешный опыт подготовки и презентации проектов, стали чаще принимать участие в конференциях, подавать заявки на конкурсы инновационных разработок (и побеждать) и чаще писать научные статьи.
Результаты
Подход к созданию персонализированных soft skills-курсов, предложенный командой проекта, может быть реализован на всех факультетах, где внедрена или планируется к внедрению проектная деятельность, вне зависимости от направления подготовки. Пространство для развития также может быть в создании междисциплинарных проектов, существующих на стыке технологий.
Планы на будущее
Проект-победитель 3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023).
преподаватель soft skills
Валерия Лимонова
Команда проекта:
Мария Дидковская, Юлия Толстых, Юлия Романенко, Алена Щелокова, Ирина Мельчакова, Максим Коробков, Михаил Петров, Михаил Лапин, Дарья Замотина, Андрей Кудлис.

старший преподаватель факультета экотехнологий
Елена Быковская
Онлайн-модуль
«Осознанное потребление
и eco-friendly lifestyle»
Онлайн-модуль посвящен вопросам устойчивого развития и осознанного потребления как образа жизни; возможностям личного вклада каждого в создание системы взвешенного взаимодействия с окружающими нас вещами и процессами.
Это серия из 7 тематических лекций, а также лонгридов, лабораторной работы, тематических подборок и итогового теста.
О проекте
Накопленные учеными-экологами данные, исследования и рекомендации выходят далеко за пределы предметной области и на самом деле важны в повседневной жизни каждого человека. Экологическая тематика сегодня очень востребована, но важно выбрать правильную интонацию и подачу материала — легкую и в то же время содержательную, эстетически приятную и очень прикладную.
Предпосылки появления проекта
  • востребованная тематика, интересная и прикладная;
  • модуль представляет собой не только уникальный и ёмкий материал, но и подборку сайтов, приложений, подкастов, ресурсов для самостоятельного изучения;
  • содержание доступно и понятно каждому, без специальной подготовки;
  • несколько треков выполнения лабораторной работы (например, с учетом персональной продовольственной корзины);
  • модуль легко масштабируется в отношении объема контента (в часах) и количества слушателей.
Преимущества
  • Процент студентов, которые самостоятельно выбирают курс для прохождения, растет год к году (от 31,3% в 2020/21 до 49,3% в 2022-23 учебном году)
  • На конец 2022/23 учебного года модуль прошли более 2000 студентов
  • Из-за актуальности тематики и после подсчета индексов NPS и CSI (лояльности и удовлетворенности) модуль был преобразован в мини-курс для широкой аудитории на платформе ИТМО/Онлайн.
Результаты и достижения
Обучение можно условно разделить на три этапа:
  1. актуализация имеющихся знаний и пробуждение интереса к теме;
  2. получение новой информации, ее осмысление и систематизация;
  3. закрепление материала, применение на практике.

Онлайн-обучение даёт возможность осваивать материал в асинхронном режиме с любого устройства. Эстетические характеристики визуального контента, высокое качество видео и звука облегчают восприятие и запоминание, позволяют вовлекать и удерживать внимание более эффективно.
В модуле применяются игровые технологии — лабораторная работа построена по принципу «квеста в реальности» и подразумевает совершение собственных выборов и последовательное выполнение нескольких заданий для достижения цели.

Курс (модуль) направлен на развитие:
  • научно-предметных компетенций в области устойчивого развития;
  • надпредметных и цифровых навыков по планированию,
  • самоорганизации во время дистанционного обучения;
  • таких ценностных компетенций, как открытость к новым идеям, желание менять свои привычки на пользу окружающему миру, понимание значимости экологической повестки, стремление к улучшению пространства вокруг себя.
Образовательные технологии
  • Ещё повысить востребованность модуля среди студентов.
  • Увеличить количество слушателей курса на ИТМО/Онлайн.
  • Доработать модуль для использования на всех уровнях подготовки в качестве факультативной дисциплины, включенной в любой учебный план (по запросу руководителей образовательных программ).
Планы на будущее
Проект-победитель 3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023).
старший преподаватель факультета экотехнологий
Ирина Тимофеева
В подготовке и реализации принимали участие:
Александра Маюрова,
Дмитрий Русанов,
Екатерина Безызвестных,
Анна Федорова.
доцент института лазерных технологий
Дмитрий Синев
Карьерные мероприятия
Public talk: как наладить связь студентов с работодателями с помощью формата
speed dating
Public talk – это серия встреч со спикерами из науки и индустрии, построенных как живой диалог в формате speed dating («быстрые свидания»).
О проекте
Проблематика: Карьерные мероприятия для студентов и аспирантов вузов (выставки, ярмарки вакансий, дни карьеры, презентации и пр.) — обычная практика. Часто они носят слишком общий характер и требуют от обучающихся мотивации и инициативности. Руководители практик, эдвайзеры и сотрудники центров карьеры сталкиваются с вопросами:

  • Как помочь студентам технических специальностей сделать первые шаги в построении карьеры?
  • Как рассказать обучающимся об ожиданиях и запросах профильных компаний, о возможностях рынка труда и трендах индустрии?
  • Как создать условия для привлечения организаций-партнеров в наукоемкие проекты?

Для этого необходимо вовлечь обучающихся в активный нетворкинг, и наша задача — создать для него условия. Для налаживания сотрудничества между студентами и аспирантами и представителями работодателей от индустрии и науки мы адаптировали популярный формат “быстрых свиданий” под академические условия.

Зачем и для кого?
Плюсы для студентов:
  • возможность лично поговорить c руководителями профильных предприятий;
  • быстрое погружение в нюансы стажировок и рынка труда;
  • уникальный набор компаний-участников, а значит — больше вероятности найти ту, что по душе.

Плюсы для работодателей:
  • время мероприятия ограничено и тратится эффективно, тайминг мероприятия соблюдается (почти) всегда;
  • на встречу приходят более мотивированные студенты;
  • личная коммуникация с небольшой группой оптимального размера — не индивидуально, но и не со всем залом.

Обратите внимание:
  • формат требователен к месту проведения: обязательно должна быть возможность свободно перемещать столы и стулья;
  • нужно следить за опозданиями и нарушениями тайминга;
  • требуется синхронизация и взаимопонимание между организаторами, спикерами и участниками.
Преимущества и особенности
Участники мероприятия из числа обучающихся перемещаются и общаются небольшими группами, за столами постоянно находятся представители работодателей или научных групп. На одно знакомство отводится 7-10 минут (в зависимости от количества участников и временных ограничений). За счет направленного перемещения все участники Public talk знакомятся со всеми представителями работодателей. Собрав информацию, можно продолжать личное общение уже в свободном режиме нетворкинга, уточняя детали на кофе-брейке.
Как организовать?
7 мероприятий, в которых приняли участие:
  • 30+ компаний – индустриальных партнеров;
  • 20+ научных групп;
  • 150 уникальных участников – студентов и аспирантов;
  • средняя удовлетворенность по 5 критериям опроса: 2,59 из 3.
Результаты в цифрах
Команда проекта:
Дмитрий Синев, Юлия Миронова, Максим Радаев, Екатерина Авилова.

Проект разработан и реализован в 2023 году.
Полина Багнова, студентка НИЯУ МИФИ, обучающаяся в Университете ИТМО по программе ДВИЖ:
— Это ооочень хорошая идея с ранних курсов давать возможность развиваться в науке и знакомиться с различными направлениями – делать именно в таком формате, после которого загорается желание исследовать, а не на «сухих» лекциях, после которых энтузиазм к работе остаётся только у тех, у кого он и до встречи с авторами научных работ был. Большое и важное дело!


Иван Гриценко, студент 4-го курса бакалавриата ИЛТ:
— Если говорить об общих впечатлениях: все было классно! Мы соблюдали тайминг, что важно. Это был интересный опыт с точки зрения ознакомления с рынком возможностей.


Евгений Прокофьев, аспирант ИЛТ:
— У всех спикеров была очень классная подача. У некоторых она была более яркая, у некоторых — более конструктивная. Мне все понравилось! Компании заинтересовали меня.


Аида Кадырова, студентка 3 курса бакалавриата ИЛТ:
— Мероприятие прошло отлично! Мне понравилось общаться со спикерами!


Денис Наумов, студент 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Мероприятие шикарное, уже был на первом курсе на паблик толке, сейчас понравилось больше потому что люди родные и все знакомое! Спасибо за организацию, все организаторы краши!


Артём Перепеляков , студент 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Концепция дня науки очень интересная. Куча интересных проектов и хорошая подача докладчиков сделали мероприятие лично для меня супер-полезным. Ну и не стоит забывать про пиццу и кофе!
За это отдельное спасибо!


Денис Фоминов, студент 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Мне все понравилось! Все спикеры были подготовлены, почти у всех был интерактив, который помогал лучше понять что нам хотят донести. День науки помог мне окончательно определиться с тем, чем я хочу заниматься в ИЛТ


Арсений Корзун, студент 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Мероприятие прошло в очень интересном режиме. За 8 минут все спикеры смогли рассказать про свою работу в лаборатории и ответить на вопросы. Про некоторые проекты будет очень интересно узнать побольше. Особенно понравилась подготовка организаторов, к примеру, кофе-брейк:).


Мария Кутасова, студентка 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Меня очень заинтересовал проект об имплантировании, в особенности, зубные имплантаты. Тема сама по себе интересная, а благодаря хорошему иллюстрированию, я осталась под большим впечатлением. В целом на мероприятии была располагающая атмосфера, мне очень понравилось, что можно было сразу выстраивать диалог со спикерами. Особенно хотелось поблагодарить спикеров из других стран, несмотря на сложности русского языка, они отлично представили свои проекты!


Светлана Яблочкова, студентка 2 курса бакалавриата ИЛТ:
— Классное мероприятие, спасибо!
Много интересных проектов. Увлечëнные спикеры были готовы ответить на все вопросы. Крутой формат проведения мероприятия.

Отзывы
Карьерные мероприятия Public talk
преподаватель практики факультета информационных технологий и программирования
Антон Пермяков
Адаптационная система освоения дисциплины «Алгоритмы и структуры данных»
Это комплексная адаптационная система успешного освоения сложной практико-ориентированной дисциплины «Алгоритмы и структуры данных» для первокурсников.
О проекте
Однажды на сложную практико-ориентированную дисциплину «Алгоритмы и структуры данных» пришли не 50, а 500 первокурсников, и это повлекло за собой ряд трудностей:
  • Налаженная ранее система перестала работать.
  • Средний уровень мотивации и заинтересованности сильно упал.
  • Появился большой разброс знаний между студентами.
  • Пропала возможность «ручного управления», в таком потоке большинство студентов невозможно даже запомнить в лицо или по именам.
  • Потребовалось задействовать больше преподавателей (для лекций и практик), что нарушило связность в подаче материала и осложнило коммуникацию.

А также были и дополнительные препятствия к успешному освоению дисциплины в силу ее сложности и изучения в самом начале первого курса:
  • Первокурсники долго адаптируются к университетской среде.
  • Нет единого пространства (системы) учебного процесса, общей коммуникации и оповещения в рамках дисциплины.
  • Повышенная сложность, незнакомая терминология.
  • Неадаптивная система оценивания.
  • Неочевидная связь между теорией, которая изучается на дисциплине, и практическим применением (студент не понимает, зачем ему изучать материал).
Предпосылки появления проекта
  • востребованная тематика, интересная и прикладная;
  • модуль представляет собой не только уникальный и ёмкий материал, но и подборку сайтов, приложений, подкастов, ресурсов для самостоятельного изучения;
  • содержание доступно и понятно каждому, без специальной подготовки;
  • несколько треков выполнения лабораторной работы (например, с учетом персональной продовольственной корзины);
  • модуль легко масштабируется в отношении объема контента (в часах) и количества слушателей.
Преимущества
Содержание
  • Повысить востребованность модуля среди студентов.
  • Увеличить количество слушателей курса на ИТМО/Онлайн.
  • Доработать модуль для использования на всех уровнях подготовки в качестве факультативной дисциплины, включенной в любой учебный план (по запросу руководителей образовательных программ).
Планы на будущее
Проект-победитель
3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023).
Данил Ткаченко
Так как трудности в освоении дисциплины затрагивают сразу несколько аспектов ее организации, проект предлагает комплексное решение по нескольким направлениям:

1. Включение в процесс менторов (студенты второго и третьего курсов). Менторы закрепляются за преподавателями практик и отвечают за коммуникацию со студентами и обратную связь по домашним заданиям.
2. Взаимодействие между преподавателями и менторами. Проводятся несколько занятий для команды, которая реализует дисциплину, чтобы проговорить «правила игры» и распределить обязанности.
3. Единая база материалов. Создано общее «Руководство по курсу» для навигации. Лекции предзаписаны и доступны в любой момент, все материалы и задания опубликованы в едином пространстве в Discord, коммуникация там же.
4. Приглашенные спикеры из индустрии. Иногда на занятия приходят программисты из индустрии и рассказывают о реальных кейсах применения знаний из дисциплины.
5. Сложная система оценивания. Включает в себя много оценочных мероприятий, часть из которых выполняется индивидуально, а часть – в командах. Через разные задания материал лучше усваивается, а обилие реальных задач и кейсов компенсирует запрос на практикоориентированность.

Оценивание реализуется при помощи:
  • лабораторных (с обратной связью от менторов);
  • тестов;
  • лайвкодинга(написание кода здесь и сейчас);
  • командного коллоквиума;
  • теоретического минимума;
  • домашних заданий.
преподаватель практики факультета информационных технологий и программирования
Дмитрий Ботов
Проект-победитель
3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023)
Основатель AI Talent Hub, Руководитель магистерской программы "Искусственный
интеллект" в ИТМО
Команда проекта:
Шатов Олег,
Деркунская Светлана,
Зимунд Дарья,
Гирш Линда

Курс в формате
продуктового хакатона
AI Talent Hub – совместная онлайн-магистратура ИТМО и Napoleon IT, а также крупнейшее комьюнити специалистов по машинному обучению.

В рамках магистратуры реализуется несколько проектных образовательных форматов, включая хакатон Data Product Hack по решению реальных проблем.

Формально хакатон реализуется как курс "Введение в инженерию машинного обучения" программы AI Talent Hub и представляет собой оригинальный формат реализации дисциплины, позволяющий:
  • активизировать новых участников сообщества талантов AI Talent Hub,
  • прокачать продуктовое мышление, проектный подход к решению задач в междисциплинарных командах,
  • сформировать осознанное видение своего развития в профессии.
О проекте
Проведение хакатона предваряет тимбилдинг: студенты проводят время в играх и общении и объединяются в команды. После этого они слушают кейс-лекции от экспертов, которые делятся своим опытом и советами по профессиональному пути.

В рамках хакатона каждой команде предстоит пройти все этапы от бизнес-проблемы, сбора и понимания данных до разработки прототипа работающего Data или ML-сервиса с продуманным UI/UX. Каждый день проводятся индивидуальные консультации для команд с опытными менторами AI Talent Hub. Финал хакатона в формате защиты проекта перед жюри из экспертов.

Формула хакатона:
Data Driven + Product Thinking + Interdisciplinary Talent Team + Top Mentors = Dream Product

Data Driven
Подготовка специалиста возможна только на реальных, а не выдуманных задачах, поэтому для работы партнер предоставляет задачу по решению реальной проблемы, с возможностью интегрировать решение в существующие сервисы с пользой для бизнеса. Для этого запрашиваются данные в зависимости от кейса, при этом сбор датасета, его обработка тоже может быть задачей.

Product Thinking
Проектные модули программы реализуются через создание реального продукта (MVP) по требованиям индустриальных партнеров и под руководством менторов, что позволяет заложить у студентов систему соответствующих soft & hard skills, а также развить продуктовое и критическое мышление, необходимое для качественного перехода на новый профессиональный уровень.

Interdisciplinary Talent Team
В рамках хакатона реализуются как индустриальные/технологические (видеоаналитика), так и научно-прикладные (ML в биотехе) треки, где магистранты работают в междисциплинарных командах (3-4 человека) с возможностью выбора роли в команде.

Top Mentors
Работу команд сопровождают опытные менторы из ведущих IT-компаний - курируют реализацию MVP в проекте, помогают декомпозировать задачи, организовать работу команды разработки, отслеживают достижение результатов на контрольных точках, дают обратную связь в рамках демо проектов.

Dream Product
В результате работы получается Proof-of-Concept-продукт, который удовлетворяет потребности и желания пользователей, улучшает их жизнь и превосходит конкурентов на рынке.

Таким образом, DATA product HACK - это смесь технологий, креативности, коллективного интеллекта и вклада каждого участника процесса. Каждый из этих компонентов имеет свою важность и роль в процессе разработки продукта, их объединение и взаимодействие приносит поистине уникальные результаты.
Предпосылки появления проекта
Цель AI Talent Hub - достигнуть нового качества подготовки специалистов по искусственному интеллекту Middle уровня и выше, раскрыв личностный потенциал талантов в любой точки России и мира через проектное обучение онлайн в контексте вызова “глобальной конкуренции за таланты” и проблемы острой нехватки кадров для развития цифровой экономики в России и в мире.

Команда программы фокусируется на том, чтобы создавать и масштабировать наиболее успешные форматы развития Junior-специалистов, позволяющих:

  • удачно совмещать практику и теорию через работу в реальных проектах,
  • развивать осознанность в постановке и достижении магистрантами своих индивидуальных целей развития на пути подготовки Middle-специалиста,
  • обеспечивать нулевой период встраивания в рабочие процессы партнеров.

Курс в формате недельного хакатона по решению реальных проблем на данных с первых обучения позволяет погрузить магистрантов в работу в междисциплинарных командах над собственными идеями проектов - от формирования Pitch Deck до Proof-of-Concept.
Содержание
  • 87 студентов, принявших участие в хакатоне в составе 27 команд
  • 5 команд, продолживших реализацию своих проектов
  • 234 консультации за 5 дней
  • 13 экспертов-спикеров
  • 24 ментора
  • 17 членов жюри хакатона
Результаты и достижения
в цифрах (2022 г.)
Хакатон DATA product HACK - это оригинальное решение для:
  • реализации образовательного курса,
  • развития комьюнити и нетворкинга, как основной ценности для участников,
  • повышения узнаваемости магистратуры в профессиональном сообществе,
  • привлечения бизнеса в образование.

Наиболее узкое место при масштабировании проектных форматов подготовки, включая DATA product HACK, является подготовка менторов. В планах стоит задача по дальнейшему развитию комьюнити менторов для обмена лучшими форматами и практиками развития в направлении ИИ/ИТ/продукта.

Также планируется увеличить продолжительность ITMO.BootCamp до одного месяца с целью большего погружения студентов в сферу продуктовых разработок и развития продуктового мышления.
Планы на будущее
Как научить и увлечь предметом не по профессии
Предлагаемая система практических занятий была разработана для курса «Инновационный маркетинг» с использованием активных форм обучения. Данный предмет является предметом по выбору, не по специальности студентов. Активное обучение способствуют погружению в непрофильную дисциплину, что помогает уйти от стереотипа студентов о том, что непрофильные предметы неинтересные и не обязательные. В связи с чем было важно не просто достичь образовательных результатов, но и держать мотивацию студентов на высоком уровне и заинтересовать в предмете.
О проекте
  • Формирует у студента базовое представление о маркетинге
  • Показывает междисциплинарную применимость маркетинговых знаний
  • Мотивирует и вдохновляет применять полученные знания в личных проектах и задачах
  • Использует механики активного и игрового обучения для знакомства студентов с непрофильной дисциплиной, чтобы заинтересовать их в ее изучении и вовлечь в процесс обучения
Предпосылки появления проекта
По данным исследований, поколение Z обладает низкой концентрацией внимания, в связи с чем быстро определяет нерелевантную для них информацию и перестают ее воспринимать. Активное обучение позволяет больше вовлекать студента в процесс, так как он становится его непосредственной частью и активным участником.
Какие задачи решает проект?
Рассмотрим каждую из зон подробнее:

Зона 1. «Зона слома стереотипа о маркетинге и страха белого листа»

В ходе исследования было выяснено, что студенты курса имеют ряд стереотипов о маркетинге, а также некоторые страхи, связанные с этими стереотипами. Поэтому важно было сначала заинтересовать студентов предметом, сломать их стереотипы о предметной области и убрать страх "чистого листа". Это было необходимо, так как предмет не профильный, и студенты имеют разный бэкграунд. Для реализации были выбраны механики активного обучения, которые позволяли познакомиться студентам друг с другом, с преподавателями, с предметом, а также сразу перейти к практике и начать генерировать идеи и креативные концепции.

Пример механики из Зоны 1
Активность «Презентуй другого»
Цель: организовать мягкий и комфортный вход в предмет.
Механика: предлагается алгоритм беседы, студенты делятся по парам, затем им необходимо провести презентации друг друга.

Зона 2. «Погружение в сферу маркетинга и формирования экспертности»

Разбив все стереотипы о маркетинге, происходит переход к углублению в предметную область. Были выбраны активности, которые позволили отработать теоретические знания на практике и сформировать hard skills. Параллельно продолжалась работа со страхами и использовались механики активного обучения, позволяющие формировать экспертность у студентов.

Пример механики из Зоны 2
Арт-практика «Мудборд»
Цель: более глубоко и эмоционально погрузить в определенную тему, научить работе с визуализацией, умению публичной презентации
Механика: командам заранее задается тема (например, составление собирательного портрета потребителя) и задание - принести журналы и прочую макулатуру для арт-практики. На занятии выдаются ватманы, ножницы, клей. Команды в течение 30 минут создают мудборд, вырезая нужные иллюстрации в журналах, а потом в течение 5 минут на каждую команду презентуют свою работу.

Зона 3. «Закрепление маркетинговых скиллов и стимулирование их использования в своей специализации»

После того, как студенты получили предметную базу, необходимо было прокачать soft skills, которые являются необходимыми для полноценного использования полученных маркетинговых навыков. В связи с этим были подобраны механики активного обучения, которые позволяли отрабатывать навык грамотной презентации своих идей, навыки работы в команде и деловой коммуникации. Еще одной из важных задач в заключительной зоне является адаптация полученных навыков для своей специализации, чтобы студенты понимали, как приспособить полученные знания и навыки под свои потребности.

Пример механики из Зоны 3.
Активность «Powerpoint-вечеринка»
Цель: научить студентов выделять аргументы для обоснования своей позиции, презентовать идеи, быстро ориентироваться в новом материале.
Механика: каждая команда через рандомайзер получает тему презентации и 20 минут на подготовку по заданным критериям. За пару минут до окончания тайминга объявляется, что презентацию каждой команды будет представлять другая команда, сделать это нужно за 2 минуты и формате стендапа. Происходит обмен презентациями, команды выступают и оценивают друг друга.

Также на курсе применялись сквозные активности, которые поддерживали общую вовлеченность и атмосферу:

  • Мини-викторины – настраивают на рабочий лад, помогают провести оценку готовности студентов к занятиям, выявить затруднения по пройденному материалу.
  • Предсказания на день – создают дружелюбную атмосферу и поднимают эмоциональный настрой на занятиях.
  • “Прожарка” кейсов – повышает насмотренность, развивает критическое мышление, учит составлять обратную связь.
  • “Новости с полей” — повышение насмотренности через обсуждение актуальной новостной повестки.
Про ресурсы и подготовку
Проект-победитель
3 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2023)
Преподаватели ФТМИ ИТМО
Команда проекта:
Алёна Воробьёва, Виктория Корытова, Валерия Парчутова
Содержание
Общая логика курса представлена блоками потоковых лекций и практик, которые реализовываются в отдельных группах.

Важно, чтобы лекции и практики неразрывно дополняли друг друга в общей картине, и у студентов была возможность пересматривать лекции в записи. Структура лекций построена логически и структурирована по темам. Структура практик построена таким образом, что лекционный материал закрепляется, разбираются затруднительные моменты, после чего новый материал тестируется в работе.

Именно на практиках были наиболее эффективно апробированы механики активного обучения и получена обратная связь.

Зоны обучения

Важно было реализовать не просто много интересных форматов и активностей, а комплексный курс. Поэтому изначально были определены ключевые точки, по которым будет “идти” курс, и составлена карта так называемых «зон» (впоследствии именно с помощью карты получилось систематизировать активности).
Всего было выделено три зоны, каждая из которых показывает какую задачу необходимо решить для перехода к следующей зоне и достижения глобальной цели курса.




В реализованном курсе было использовано много разных механик активного обучения, которые были логически объединены и подобраны под поставленные задачи. Так как курс проводился тремя преподавателями, на его реализацию было достаточного человеческих и временных ресурсов.
Если планируется реализовать курс самостоятельно и при этом использоваться методы активного обучения, то (по-дружески) рекомендуем сократить количество активностей, чтобы не жертвовать качеством ради количества.

При создании курса выполнялся план «общего к частному». Поэтому сначала были разработаны «зоны», потом система механик активного обучения для каждой «зоны», далее следовала проработка каждой механики:
  • общая задача зоны,
  • образовательная задача,
  • результаты занятия (hard skills, soft skills)
  • креативная идея занятия,
  • образовательный материал,
  • сценарий,
  • игровая механика,
  • дополнительные материалы,
  • материалы для реализации и организации занятия (распечатки, презентации, чек-листы, флиппер-чарты, листы и так далее).
Результаты
  • В течение всего курса сохранялась высокая посещаемость, в среднем около 90% студентов присутствовали на каждой паре, несмотря на то, что пары начинались в 8:20.
  • Практически все студенты (99,2%) успешно сдали итоговый маркетинговый проект и получили зачет.
  • На протяжении всего курса сохранялась высокая мотивация студентов, характеризующаяся высокой активностью на всех практических занятиях.
  • Персонализация курса позволила студентам-предпринимателям успешно внедрить полученные знания в свою область профессиональных интересов. Так, студенты, занимающиеся печатью на 3D-принтере разработали контент-план и начали развивать группу своей компании.
  • Получена максимально положительная связь от студентов по содержанию и структуре курса.
  • Механики активного обучения были логически распределены по курсу и выстроены в систему, воспринимались, как единое целое – дополняя и раскрывая проектную деятельность. В связи с чем сложилось комплексное восприятие курса.
Система оценивания
Этапы проекта, где студенты получают и обмениваются обратной связью включают: тендер, экспертную и стратегическую сессии, защиту проектов и промежуточные оценки. Для стимулирования креативности и мотивации студентов предусмотрены дополнительные баллы за участие в викторинах, играх и квизах, а также за участие в мероприятии "Утро пожирателей рекламы". Дополнительные баллы можно использовать для сдвижки дедлайна, дополнительной консультации или репетиции защиты с преподавателем. Такая система оценивания позволяет студентам улучшать проект постепенно, не демотивируя их с самого начала, и не зацикливаться на обратной связи, так как акцент на качественном, а не количественном результате.
Планы на будущее
Отдельные форматы практик и их комбинации уже адаптируются и используются в других близких по тематике курсах (например, “Инновационный маркетинг” - для магистрантов, “Маркетинговые решения в бизнесе” и “Маркетинговый анализ инноваций” - для бакалавров), а также трансформируются в самостоятельные мероприятия (например, встреча комьюнити Marketorium “Кошмар на улице Брендов: вечер ужасной рекламы”). Курсы уже получили положительные отзывы от студентов, где отдельно упоминались некоторые практики, как самые значимые и запоминающиеся в курсе (например, "Утро пожирателей рекламы", Экспертная сессия, “Новости с полей” и т.д.)
Занятие 1
Цель: Организовать мягкий и комфортный вход в предмет. Вдохновить и дать понять, что им под силу это освоить. Важно, слушатели курса — студенты разных специальностей и групп, поэтому необходимо дать им почву для знакомства как друг с другом, так и с предметом и изучаемой областью в целом.
На этапе знакомства студентам предлагается алгоритм беседы, а затем им необходимо провести презентации друг друга. Это ставит перед ними задачу узнать человека и постараться запомнить то, что узнали, для успешной презентации другим. Это закладывает почву для того, чтобы продолжить общение вне пар и объединяться в команды.

Такой формат знакомства прекрасно адаптируется для любого курса, можно дополнить его более узкоспециализированными вопросами и шутками, понятными вашей ЦА.

В продолжение знакомства проводится игра «Правда или действие». Механика предлагает выбор: ответить на вопрос или совершить действие, которые направлены на знакомство и взаимодействие.

Данная игра вызывает довольно большой эмоциональный подъём, поэтому, позволяет вовлечь большую часть аудитории в процесс. Легко адаптируется под любую отрасль. При желании можно дополнять / менять варианты вопросов и действий.


Занятие 2
Цель: Смоделировать для студентов ситуацию, приближенную к реальному рынку и работе маркетинговых агентств в конкурентных условиях, организовать формирование команд и выборность проектов, над которыми будет проводиться работа на протяжении семестра от этапа идей до аналитики и решений.
Выбор кейсов для команд проводился в формате тендера. Такой формат был выбран для того, чтобы приблизить участников активности к реальным условиям рынка. Участники сформированных на этапе тендера команд знакомятся друг с другом и могут работать над полученным по итогам конкурса проектом. После совместной работы над проектами следует конкурс тендерных заявок. Во время выступления команд другие команды вовлечены в процесс слушания, так как они тоже оценивают тендерные заявки, тем самым внимание удерживается на протяжении всего занятия и даем возможность принять решение.

Формат может использоваться для распределения любых проектов на конкурсной основе между командами и участниками, можно регулировать время, уровень сложности задач, объем и формат презентации решений.


Занятие 3
Цель: Научиться работать с собирательным портретом потребителя
и глубинно прорабатывать его эмоциональный образ, окружение, мотивы, барьеры. Визуализировать портрет. Тренировать умение публичной презентации.
В рамках занятия проводится арт-практика по созданию собирательного портрета с помощью мудборда вырезая нужные иллюстрации в журналах, вовлекая всех участников команды. Также проводится игра “Кто хочет стать интервьюером” с целью повторить и закрепить алгоритм, правила и инструменты исследования целевой аудитории. Соревнуясь с игрой, а не друг с другом, команды повышают свой уровень сплоченности и развивают навыки взаимодействия друг с другом.

На этом занятии создаются условия ограниченного выбора, что мотивирует хорошо продумывать каждый элемент мудборда или ответ в игре, что позволяет вовлечь всех участников команды.


Занятие 4
Цель: Увидеть промежуточные результаты работы команд над проектом. Научить презентовать решения и дать возможность потренироваться в формулировании обратной связи, отдельно проговорив основные правила публичного выступления и обратной связи.
Разогрев в формате викторины позволит настроить студентов на рабочий лад, поднять эмоциональный уровень аудитории.

Этот формат использовался в курсе неоднократно, менялись вопросы, но схема оставалась той же.

На экспертной сессии каждая команда по очереди презентовала свои первые наработки по проекту, выбранным в начале курса, другие участники примерили на себя роль экспертов в маркетинге из разных центров, задавая вопросы и давая обратную связь и предлагая советы по улучшению наработок. В процессе презентаций роли экспертов перераспределялись.

Сформулировав центры экспертизы под ваш запрос, вы сможете провести экспертную сессии по любой теме, в любой сфере.


Занятие 5
Цель: Научить студентов выступать в роли экспертов, уметь анализировать рекламные кампании, приводить аргументы и создавать предложения по улучшению рекламных коммуникаций, а также сформировать насмотренность и экспертность.

После сложных предыдущих этапов с аналитикой проекта и её презентации необходимо сменить фокус деятельности.

«УТРО ПОЖИРАТЕЛЕЙ РЕКЛАМЫ»*
*отсылка к популярному мероприятию в сфере рекламы «Ночь пожирателей рекламы»
Студенты анализируют и обсуждают рекламные ролики, выбирая самые эффективные и неэффективные. Затем происходит обсуждение каждого ролика и оценивание его студентами. Для создания атмосферы кинозала студенты приносят снэки и напитки, чтобы с комфортом обсуждать увиденное. Преподаватель также выступает модератором беседы и делится своим мнением после студентов.

Геймифицированная механика с карточками позволяет держать внимание студентов на материале, так как после просмотра рекламы им необходимо выставить оценку.


Занятие 6
Цель: Научить студентов выделять аргументы для обоснования своей позиции, четко презентовать свои идеи и соблюдать баланс текста и визуалов в презентации, быстро ориентироваться в новом материале.
Занятие проводится в формате Powerpoint-вечеринки, где каждая команда через рандомайзер получает тему презентации, за 20 минут подготавливает материал по заданным критериям. За 3 минуты до окончания тайминга студентам объявляется, что их презентацию будет представлять другая команда, и также необходимо будет сделать это за 2 минуты и формате стендапа.
Команда, которая презентует, должна быстро сориентироваться в новом материале и использовать навыки публичного выступления для донесения смысла презентации.В свою очередь, команда, которая готовила презентацию может оценить насколько понятно они выполнили задание и насколько информация считывается со слайдов.

Такой формат позволяет освоить навыки презентации: аргументирование, разработка, представление идей, ораторское искусство.


Занятие 7
Цель: Провести финальную защиту проектов команд для оценивания
и проставления будущих зачетов студентам. Сравнить финальный вариант презентаций с тем, что было на первых этапах, провести рефлексию команд по пройденному пути работы над проектом и применимости решений на практике.

Презентация и защита проектов помогают оценить прогресс команд, развивают критическое мышление и навыки рефлексии. Фиксирование обратной связи от студентов помогает им оставаться вовлеченными в процесс занятия. Обратная связь по критериям позволяет оценить уровень презентуемых проектов и освоение участниками полученных знаний.


Занятие 8
Цель: Обсудить и рассмотреть новогодние маркетинговые кейсы для закрепления изученного материала. Был выбран новогодний период, так как он является наиболее значимым с точки зрения маркетинговых мероприятий, а также он хорошо знаком студентам.
Проводится комплексная игра по мотивам «Своей игры» с разными категориями. Чтобы стимулировать всех студентов и вовлечь в активную деятельность – в случае неправильного ответа команды, у других студентов есть шанс ответить и получить дополнительные баллы. Также в дополнение к атмосфере и настроению игры, использовались новогодние атрибуты. Каждому студенту подготовили поздравления и предсказания на 2023 год, в том числе связанные с маркетингом.

Описанные механики активного обучения достаточно гибкие и легко адаптируются, как под другие дисциплины и сферы, так и под разные форматы (онлайн, оффлайн, смешанное).

Подробное содержание практических занятий, составляющих «Активное обучение»:
На старте обучения студентам был предоставлен доступ к специально созданному облачному хранилищу, в котором были собраны все необходимые материалы для успешного обучения: полезный контент для подготовки к занятиям и для самостоятельной работы, разборы реальных кейсов, актуальные правила курса и обновляемая таблица успеваемости.

Весь курс построен на диалоге преподавателя и обучающихся, в том числе для индикации прогресса в освоении дисциплины. Отсутствуют классические лекции и практики, они преобразованы в сторону смешения формата.

В курсе используется методика «зигзаг», когда каждый студент выступает в качестве эксперта в определенной области. Так реализуется совместное обучение, происходит обмен информацией, в ходе которого преподаватель выступает в роли модератора. Это способствует развитию самостоятельности студентов при подготовке к курсовому проекту. Задание на курсовой проект выдается в середине курса, когда студенты уже понимают основные термины и методы расчета. При этом развитие навыков для работы над курсовым проектом происходит через выполнение домашних и контрольных работ как элементов формирующего оценивания.

Задания по курсовой работе являются авторскими. Вероятность найти готовое решение исключена, поэтому оригинальность работ высокая.

Ключевым моментом системы оценивания являются разноуровневые задания — для каждой работы есть определенный уровень сложности. Обучающиеся могут выбирать сложность от «базового» до «самого сложного», что эквивалентно реальным задачам на проектах. За выполнение более сложных заданий обучающиеся могут получить дополнительные баллы или компенсировать оценки по другим элементам оценивания.

Итоговый экзамен представляет из себя письменный экзамен. На последнем занятии студентам выдается список вопросов, обсуждается процедура экзамена и критерии оценивания.
  • Записать короткие видео-лекции с основной теорией по курсу, чтобы оставить всё контактное время непосредственно для активной работы.
  • Расширить пул заданий для повышенного уровня сложности и формирования дополнительного рубежного оценивания для ранжирования студентов, чтобы они могли развивать свои навыки независимо от остальных.
  • Изменить формат экзамена на курсовые работы, чтобы обучающиеся демонстрировали применения знаний, а не их наличие.

Следует учитывать, что подобная организация курса рекомендуется для реализации среди небольшой группы студентов (от 8 до 15 человек).
Педагогический дизайн дисциплины «Надежность приборов и систем»
с курсовой работой
Проект посвящен организации и построению системы оценивания сложной технической дисциплины с курсовым проектом «Надежность приборов и систем» для магистрантов-инженеров второго года обучения.
О проекте
Какие задачи решает проект?
  • Адаптировать условия обучения под разный входной уровень студентов
  • Развивать мотивацию обучающихся к более глубокому изучению вопросов надежности
  • Совершенствовать навыки в работе с реальными системами
  • Приобрести опыт оценки работ систем и веб-сервисов для безопасности жизнедеятельности
  • Развивать навыки коммуникации
Результаты

Проект-победитель
ITMO.EduLeaders / 2022
Старший преподаватель факультета экотехнологий
Екатерина Тюрикова
Предпосылки появления проекта
Данная дисциплина комплексная и направлена на практическое применение. Особенность курса состоит в том, что для изучения ключевых тем необходимы знания, умения и навыки по ряду смежных инженерных дисциплин, таких как «Оценка жизненного цикла» и «Проектирование систем». Кроме того, обучающиеся имеют разный бэкграунд и уровень подготовки, что подтверждается входной диагностикой. Поэтому возникла необходимость в разработке особого дизайна дисциплины и соответствующей системы оценивания для обеспечения баланса учебной нагрузки и отслеживания динамики обучения.
Ключевыми результатами проекта стали:

  • Реализация модели разноуровневого обучения за счет разнообразия формирующих элементов оценивания работ.
  • Создание условий, способствующих повышению уровня мотивации обучающихся к дальнейшему изучению вопросов надежности.
  • Формирование базы знаний у студентов по вопросам надежности приборов и систем.

Опыт реализации дисциплины в таком формате может быть использован для ряда инженерных, технических дисциплин, особенно по вопросам качества и производства технических решений.
Содержание курса и система оценивания
Планы на будущее
  • Количество студентов: при увеличении количества студентов на курсе, необходимо увеличивать количество преподавателей, чтобы поддерживать должный уровень качества или пересмотреть формат домашних работ (защита на занятиях или консультациях).
  • Контактная работа со студентами: поскольку дисциплина с проектом, необходимо проводить проверку хода работы несколько раз, чтобы корректировать работу студентов.
  • Индивидуальный подход: специфика заданий для курсовой работы для студентов разных специальностей должна быть разной, т.к. целесообразнее выполнять расчеты на базе тех систем, на которых они специализируются.
  • Релевантность примеров: необходимо выстроить примеры на основании уровня конкретного студента, чтобы все элементы были для него понятными.
  • Варианты оценочных средств: при увеличении количества студентов, необходимо подготовить эквивалентное количество индивидуальных заданий для каждого студента.
  • Утечка в сеть: есть вероятность распространения примеров заданий среди студентов, поэтому необходимо иметь большую базу примеров.
Подробнее
Курс «Преподавание специальных дисциплин на английском языке» или English as a Medium of Instruction Teacher Training (EMI) — это интенсивная (120 ч.) программа для специалистов, которые хотят начать преподавать свои дисциплины на английском.
Курс включает в себя разделы, посвященные планированию занятия, адаптации материалов, активному обучению и оцениванию с учетом особенностей восприятия и усвоения материала на неродном языке. Для этого курса была разработана система оценивания, которая направлена на получение регулярной обратной связи от преподавателей и отслеживание индивидуального прогресса участников курса.
Система оценивания для курса повышения квалификации «Преподавание специальных дисциплин на английском языке»
О проекте
На что направлен проект?
Основная цель проекта – помочь специалистам адаптировать свои профессиональные подходы к работе в мультикультурной образовательной среде
и освоить инструменты для оценивания учебных достижений студентов.
Разработанная система оценивания курса фокусируется на индивидуальных потребностях обучающихся, обеспечивает постоянную поддержку на протяжении всего курса, предоставляет возможность детально разбирать задания, анализировать возникающие проблемы и повышать качество создаваемых работ.

Для преподавателей курса разработан гайдлайн по системе оценивания, в котором прописаны сроки проверки работы, рекомендации по обратной связи, чтобы проработать выполненные задания с каждым слушателем максимально оперативно, пока оно не потеряло актуальность.

На курсе применяется диагностическое, формирующее и суммирующее оценивание.

1. Диагностическое оценивание:
  • Собеседование и анкетирование - для выявления уровня английского, педагогической подготовки и степени владения образовательными технологиями.

По итогам диагностики задания для оценивания подбираются таким образом, чтобы слушатели могли анализировать разные образовательные технологии и, соответственно, оценивать возможности их применения в своей практике, например, виде разработки плана урока / задания / иных методических материалов.

2. Формирующее оценивание:
  • обучающие тесты с обратной связью (показывается правильный ответ и комментарий) для проверки знаний и повторения материала;
  • оцениваемые форумы для обсуждения возникающих трудностей и обмена опытом между участниками и преподавателями;
  • взаимное оценивание и самооценивание для отработки пройденного материала
  • и повышения уровня навыков.

3. Суммирующее оценивание:
  • интерактивная лекция (занятие с вовлекающими элементами);
  • фрагмент занятия с активным обучением (практика применения изученной образовательной технологии);
  • план занятия.

В результате реализации перечисленных практик слушатели одновременно с получением навыков разработки и адаптации методических материалов для преподавания на английском языке испытывают на себе практики оценочной деятельности, получают возможность оценить преимущества подходов к оцениванию и применить их на своих занятиях.
Результаты и достижения
Проект-победитель
2 сезона конкурса ITMO.EduLeaders (2022)
Команда проекта:
Содержание
Обучение разделено на блоки:
  • 17 недель — асинхронные занятия в Moodle: за этот период проводятся 3 синхронных занятия в Zoom по отработке навыков, с которыми возникли сложности в ходе самостоятельной работы.
  • одна неделя — интенсив: участники апробируют на практике различные аспекты урока EMI с представлением по итогам демонстрационного урока с использованием полученных на курсе знаний.

Программа курса, включая цели и ожидаемые результаты, доступна всем участникам, обеспечивая прозрачность критериев оценки и поддержку в процессе обучения.
Система оценивания
Дина Левина,
Александра Никитина,
Марьям Рейхани,
Александра Шпарберг
Курс показал высокую результативность, в том числе за счет системы оценивания, включающей в себя:
  • аналитические рубрики, решающие проблему субъективности и непрозрачности оценивания;
  • конструктивное и прагматичное описание критериев, позволяющее оценивающему преподавателю давать обратную связь в форме предложений к улучшению конкретных аспектов задания;
  • дифференцированное описание критериев оценки демонстрационного урока, позволяющее совмещать качественное и количественное оценивание различных аспектов проведения занятия;
  • лучшие практики оценивания мировых университетов.

Данная система оценивания подойдет для любого курса повышения квалификации преподавателей, включающего в себя обучение по:
  • разработке плана занятия,
  • разработке материалов урока для различных форматов обучения,
  • разработке процедур тестирования и системы оценивания,
  • применению информационных технологий в обучении,
  • навыкам создания материалов для презентации/лекции и ведения презентации.

Также система может быть использована в качестве инструмента оценки качества работы преподавателя и эффективности преподавательской деятельности совместно с рейтинговой системой. Она может быть применена как для очного, так и для онлайн обучения.
В конце опроса обучающимся было предложено дать общий комментарий на русском языке. Приводим некоторые из них:
  • Лучший онлайн курс из всех пройденных мной по объёму обратной связи.
  • Этот курс – отличная возможность не просто попробовать себя в роли преподавателя на английском языке, но и подготовить основу для полноценного курса, что мне и удалось сделать для своего предмета.
  • Замечательный курс, который держит тебя в тонусе буквально от начала и до конца :) очень полезные навыки, учитывая что преподавать толком ни на одном уровне образования не учат (если только ты не педагог по профессии)
  • Полезный, познавательный и результативный курс, требующий немалых усилий и времени от участников. Один из наиболее стоящих и профессионально организованных, в которых мне приходилось участвовать.
  • Это была очень долгая и кропотливая работа, но результат стоит того. После большого количества практики и подготовки пришло отчетливое понимание того, как получить максимум пользы от правильно организованных занятий с EMI студентами.
  • Курс очень интенсивный и построен очень эффективно. Очень высокий процент информации от общего объема курса трансформируется в современные навыки преподавания, которые могут применяться абсолютно для любой аудитории. Интенсивный, отнимает достаточно много времени, но результат того стоит.
  • Курс дал очень чёткую картину особенностей как современного преподавания в общем, так и преподавания на иностранном языке в частности. Удалось подчеркнуть много новых методик, подходов и техник для эффективного ведения занятий как при выполнении заданий, так и при обсуждении с "одногруппниками". Курс, на мой взгляд, обязателен для всех преподавателей Университета ИТМО
  • Этот курс прекрасно подойдет как для преподавателей, имеющих большой стаж преподавания, так и для тех, кто только начинает преподавать. Логика курса выстроена хорошо, темы идут последовательно друг за другом, подготавливая, таким образом, к итоговой работе. Подготовка к демо–уроку позволяет под другим углом взглянуть на уже привычные методы работы. Уверена, что после прохождения этого курса никто не останется равнодушным, и каждый участник найдет для себя что–то новое и интересное!
Отзывы

Книжная полка

Углубляемся в тему преподавания

Оставьте обратную связь
Давайте учиться вместе!